В денежной тени Москвы

Самарцы зарабатывают в два раза меньше москвичей, выяснило агентство «Анкор». Быстрее всех растет в Самаре зарплата специалистов по маркетингу и PR, логистике, управлению персоналом, IT, финансам и бухгалтерии
Е.Кузьмина

За последние пять лет Первый объединенный банк увеличил штат почти в пять раз до 800 человек, рассказал старший вице-президент банка Денис Хадеев. В 2007 г. зарплата сотрудников выросла примерно на 13–14%. А работники самарского филиала Росбанка за год стали получать на 20% больше, штат увеличился на 30%, говорит директор филиала Александр Шевяков.

В среднем по Самаре прирост заработных плат составил 16,5% без учета инфляции, говорится в исследовании. Оно проводилось среди 37 российских и иностранных компаний различных секторов бизнеса, работающих в Самаре, проанализировано более 90 позиций за полугодие с октября 2007 г. по апрель 2008 г.

Заработная плата в Самаре, на которую может претендовать молодой специалист с опытом работы, – 15 000–20 000 руб., без опыта – 10 000–15 000 руб.

В Москве зарплаты росли быстрее – 17,7%. Причем средняя зарплата самарцев составляет 56% от московской. Для сравнения: в Екатеринбурге зарплаты равны 62% от московских, в Нижнем Новгороде – 55%, в Новосибирске – 52%. Правда, в 48% самарских компаний существуют системы премирования, а в Москве этот показатель существенно ниже – 32%.

По данным Самарстата, инфляция в Самарской области за октябрь 2007 г. – апрель 2008 г. составила 11,4% (в целом по России – 10,2%).

Количество предложений на одного кандидата в Самаре и Москве одинаково – по 3–5, говорит менеджер по развитию услуг самарского офиса «Анкор» Ольга Старикова. Это связано с активным развитием бизнеса в Самаре, поясняет она. По данным министерства экономического развития Самарской области, инвестиции в основной капитал в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличились на 25% до 97,8 млрд руб.

Наиболее востребованы в Самаре специалисты по маркетингу и PR, логистике, управлению персоналом, IT, финансам и бухгалтерии, продолжает Старикова, их зарплаты и росли быстрее. Более всех увеличилась зарплата менеджеров по маркетингу и PR (см. диаграмму), которая, по данным руководителя отдела маркетинга Senat Consulting Services Александра Федотова, сейчас в среднем 24 000 руб. в месяц. На втором месте – специалисты отделов по работе с персоналом (36 000 руб.). Самарские компании сейчас конкурируют на рынке не только товаров и услуг, но и высококлассных сотрудников, говорит директор по развитию бизнеса самарского агентства по подбору персонала Ultra-Staff Алексей Захаров. Качественных специалистов катастрофически не хватает.

Не хватает специалистов и на телекоммуникационном рынке. В 2007 г. в Самарскую область пришли, в частности, Orange Business Services и «Комстар», усилили присутствие «Совинтел», «Голден телеком», «Энфорта», «Старт телеком» и «Аист». В компании «Опти-телеком» штат с начала 2007 г. вырос на 30%, зарплата – на 15%, сообщил директор компании Игорь Наливайко. В самарском филиале «Телефон.ру» оклады сотрудников увеличились в среднем на 38%, а штат – на 23%, рассказала директор по персоналу Татьяна Тимофеева. За год количество работников коммуникативного агентства «Кэшэлот» увеличилось практически в два раза, а зарплаты – на 30–40%, говорит исполнительный директор агентства Диана Вишневская.

Для удержания и привлечения новых сотрудников компании активно внедряют социальные программы. Наиболее популярной льготой остается компенсация сотрудникам мобильной связи – ее применяют более 90% компаний, продолжает Старикова. 70% предоставляют автомобиль или компенсируют затраты на него, 60% оплачивают полис добровольного медицинского страхования, 38% – питание.

А в инвестиционно-строительной компании «Волга-групп», например, помимо этого сотрудникам оплачивают отдых, оказывают материальную помощь в случае рождения ребенка, рассказал председатель правления компании Петр Сивожелезов.

В 2008 г. самарские зарплаты будут расти прежними темпами, полагает Захаров из Ultra-Staff. В лидерах останутся сфера продаж, IT и телекоммуникации и финансовый сектор – эти направления развиваются наиболее активно, говорит он. В то же время развитие бизнеса требует подбора квалифицированных кадров и грамотной рекламы компаний, поэтому зарплаты в сфере маркетинга, PR и HR также подрастут больше средних по рынку, считает Захаров.