Идеал остался недостижим

В день своего столетия Марина Семенова на гала в ее честь не приехала. Но танцевали будто перед трибуной на Красной площади

На финал четырехдневного фестиваля в честь Семеновой Большой театр выставил почти всех собственных звезд и укрепил состав солистами Мариинки. Ослепительный по составу участников, он мог бы претендовать на звание концерта сезона. Но все же недотянул до того уровня, который предполагало название «Семенова-гала». Кого здесь упрекнуть? Участие импортных звезд исключалось: имя Семеновой осталось практически неизвестным за рубежом. Многие спектакли, в которых она блистала, были сметены со сцены в годы борьбы с хореодрамой и оказались безвозвратно утрачены. Ее танец не сохранился на пленке – по словам близких, она ненавидит те несколько минут «Лебединого озера», которые остались практически единственным документальным свидетельством бесконечных триумфов. Ученицы Семеновой почти все уже сами завершили карьеру. И даже идея совместить в дуэтах солистов двух театров, которым одинаково принадлежит юбиляр, не осуществилась.

Хотя в честь Семеновой танцевали Светлана Захарова, Николай Цискаридзе, Ульяна Лопаткина, Иван Васильев и другие, они не встали с ней вровень. Но, как калейдоскоп, отразили все то, что внесла в балет ХХ века его величайшая представительница.

В начале 1920-х, когда выходили постановления о ликвидации балета как жанра, она силой своего юного, но невероятно мощного дара чуть ли не в одиночку убеждала, что это искусство способно говорить о непреходящем. А безукоризненность и бескомпромиссность, которой всю жизнь учила Семенова на сцене и в репетиционном зале, позволяет понять, что ее место в хореографии сегодня не занял никто.