Вперед безо всяких педалей

Немецкая семейная пара Мертенс сумела заново изобрести велосипед

Когда двухлетний Никлас Мертенс впервые вскарабкался на изготовленный отцом фанерный детский велосипед и отправился на прогулку, то привлек к себе много внимания. «Люди смотрели с открытыми ртами, – говорит Ролф Мертенс, работавший в то время дизайнером в компьютерном журнале. – Они никогда не видели, чтобы двухлетний ребенок так наяривал». В тот весенний день 1997 г. супруги-предприниматели поняли, что нашли блестящую идею для бизнеса. К лету у их молодой компании появилось название Kokua (бессмысленное словечко из молодости). К октябрю они начали выпускать Like a Bike – двухколесный велосипед без педалей, который произвел переворот на рынке детских велосипедов.

Их манифест был четким и ясным. Вместо того чтобы сажать малышей на велосипеды с цепной передачей и дополнительными колесиками, родителям следует научить их непростому искусству балансировки с помощью велосипеда, сидя на котором нужно отталкиваться ногами от земли и свободно катиться, когда получается.

Немецкий изобретатель Карл Дрез был первым, кто в 1817 г. придумал взрослую версию, известную под названием «дрезина» или dandy-horse. Мертенс решил, что может сделать то же. Будучи промышленным дизайнером, он еще и состоял в местном клубе любителей резьбы по дереву. Сначала все шло хорошо. Мертенс ушел с работы, а его брат Алфред под впечатлением от одного из первых прототипов, подаренных его сыну, присоединился к супругам.

В сентябре 1997 г. троица использовала свои сбережения, чтобы обеспечить требовавшийся в то время минимальный капитал в размере DM50 000, и зарегистрировала Kokua в качестве общества с ограниченной ответственностью. С тех пор они брали деньги в долг всего один раз – для обеспечения промежуточного финансирования. Сегодня деревянные велосипеды работники Kokua собирают на заводе в Рётгене близ Ахена.

Мертенсы не называют размер выручки, но при таком объеме продукции с учетом оптовой цены за велосипед приблизительно 100 евро ($160, 79 фунтов стерлингов) годовая выручка должна приближаться к 2 млн евро. В 2005 г. супруги занялись экспортом с помощью иностранных партнеров. Швейцария, Великобритания и США – их крупнейшие рынки. Мертенс говорит, что ему до сих пор приходят письма из Китая, в которых местные производители демонстрируют свои велосипеды без педалей. Amazon.com продает нечто похожее за 40 евро, что на 110 евро дешевле оригинала Kokua. Однако Мертенс настроен оптимистично: «Мы не смогли вернуться к уровню продаж 2003 г., но дела идут неплохо».