Сигнал дан

Президент Дмитрий Медведев пообещал малому бизнесу «светлое будущее». Будут помещения, заказы монополий, проверок не будет, а налогов – меньше

Впредь «малый бизнес не должен нами рассматриваться просто как фискальный источник <...> это, по сути, способ возрождения России» – так Медведев закончил совещание о защите малого и среднего бизнеса. «Даже если сможем 40–50% людей вовлечь в реальное дело [к 2020 г.], мы получим совершенно другую страну», – мечтает президент.

Пока в малом бизнесе работает 20–25% занятых. В городке Гагарине Смоленской области, где и проходило совещание, – 14%. Чтобы в бизнесе была половина работающих, институциональных условий мало: нужно менять ментальность, культивировать предпринимательство, говорит Владислав Корочкин из «Опоры».

Борьба с кошмарами

До чиновников Медведев говорил с гагаринскими бизнесменами. Больше всего претензий к представительствам федеральных органов, особенно Роспотребнадзора. «Мы живем в режиме ожидания наказания», – жаловался Владимир Гайдук (бизнесмен из Гагарина). Чиновники, продолжил он, с порога говорят: «Мы вас закроем. Денег даже не требуют, хотят указать нам место: президент приехал и уехал, а мы тут».

Президент открывал совещание, заведенный услышанным: «Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес». Медведева слушали первый вице-премьер Игорь Шувалов, министр экономразвития Эльвира Набиуллина, руководитель ФАС Игорь Артемьев, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, генпрокурор Юрий Чайка, руководитель ФНС Михаил Мокрецов. «У нас очень важное значение имеют сигналы – так считайте, что сигнал дан!» – предупредил Медведев.

«В управлении страной появился хороший и плохой полицейский», – полагает руководитель небольшого предприятия. А замгендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко даже счел эту фразу завуалированным намеком на историю с «Мечелом».

Помещения

Первый сигнал касался помещений. Медведев напомнил, что 22 июля подписал закон (вступает в силу 4 августа) об отчуждении государственной и муниципальной недвижимости для «малышей». Временно владеющие или пользующиеся помещениями предприниматели смогут выкупить их в приоритетном порядке, а местные власти до 1 января 2009 г. должны определить площади приватизируемых помещений и порядок рассрочки ее оплаты.

Но Набиуллина посетовала, что ряд муниципалитетов уже придумал, как обойти закон. Медведев возмутился: «Не успели принять закон, местные власти начали массовую аукционную распродажу – и арендные ставки в несколько раз подскочили». Несколько раз сорвав график погашения аренды, предприниматель теряет право на выкуп. По таким фактам «надо среагировать по всей строгости пролетарской законности», потребовал президент.

Разобраться он поручил генпрокурору Юрию Чайке. Если в действиях чиновника нет состава преступления, Генпрокуратура сможет напугать чиновника, говорит Александр Ермоленко из «ФБК-права». Просто за неисполнение федерального закона чиновника наказать крайне сложно, говорит Ермоленко: только пострадавший может понудить его исполнить закон через суд. А вот за неисполнение решения суда возможна и уголовная ответственность.

Бизнес хочет гарантий уже сейчас, не дожидаясь. Договор перезаключают каждый год, гарантий продолжения нет, отмечает Татьяна Кострова, гендиректор «Бэмби» (детская одежда). На совещании смоленский губернатор Сергей Антуфьев заверил, что уже с 2009 г. договор аренды будет заключаться на пять лет. Медведев порекомендовал ему уже сейчас намекнуть муниципалитетам о желании властей процесс ускорить.

Виктор Сиднев, глава администрации Троицка, говорит, что в городе нет свободных площадей, а в других городах опасается сброса муниципальной недвижимости по нерыночным ценам.

Антирейдерский пакет

Чтобы обезопасить бизнесменов от кражи бизнеса, Набиуллина предложила ужесточить процедуру изменения документов о долевом участии в ООО. Эта форма наиболее распространена у малого и среднего бизнеса, говорит Ермоленко. Регистрационный орган сейчас может принять документ, подписанный неизвестно кем, рассказывала Набиуллина, поэтому доли в ООО уводятся у реальных владельцев.

Поправки, входящие в «антирейдерский пакет» и принятые в первом чтении, дают регистратору право отказать в изменении реестра юридических лиц, если сведения недостоверны.

Проблема актуальна. После смерти одного из партнеров его долю в ООО «Интероптика» пытался переписать на себя человек с поддельной доверенностью, говорит представитель компании Петр Мирошник. Это решение удалось заблокировать, но здание компании стоимостью более $30 млн было по поддельным документам продано за 5 млн руб., рассказывает он.

Как только появятся реальные шаги в борьбе с коррупцией, рейдерам будет очень трудно: без административного ресурса осуществить рейдерский захват часто очень сложно, а иногда и невозможно.

У малого бизнеса нет возможности привлекать квалифицированных юристов и этим пользуются рейдеры, отметила Набиуллина. Она считает, что надо сориентировать антирейдерские комиссии на малый и средний бизнес и разрешить общественным объединениям и саморегулируемым организациям обращаться с исками в суд. Рейдеры изматывают компании в судах, чтобы с этим бороться, надо локализовать корпоративные споры в суде по месту регистрации компании, предложила министр. Медведев поручил доработать пакет.

Сигнал думе

Медведев уже помогал бизнесу. Один из первых указов был о ликвидации ограничений для предпринимательской деятельности. Вскоре Госдума рассмотрит поправки, меняющие лицензирование на страхование ответственности для шести видов деятельности, и ограничит проверки со стороны МВД. Сертификацию 13 видов деятельности заменит декларирование соответствия. Совет Думы неделю назад прервал отпуск, чтобы отправить в рассылку депутатам первый закон из этого пакета, рассказал председатель комитета Госдумы Евгений Федоров.

Лучше всего оживлению малого бизнеса помогли бы полная отмена проверок, считает руководитель экспертного совета «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян: инструментом контроля могут быть страховка и финансовый залог. «Это будет мощный удар по коррупции», – обещает Данилов-Данильян.