Вектор


Платная анонимность

«Аэрофлот» может отказаться от участия в приватизации госпакета сербской авиакомпании JAT, передал «Интерфакс». Чуть ранее российский перевозчик объявил о том, что «потерял интерес» к Austrian Airlines. А год назад он передумал покупать Alitalia. И не то чтобы сам «Аэрофлот» не хочет – его просто там никто не ждет, уверены эксперты. Похоже, планам «Аэрофлота» по освоению Европы (которая, по словам гендиректора Валерия Окулова, дает «половину доходов») не суждено сбыться. А ведь к 2015 г. компания собирается соединить Европу и Азию своими маршрутами. Что интересно: «Аэрофлот», чтобы закрепиться в Старом Свете, готов если не на все, то на многое. В отличие от претендентов из стран ЕС, которые сразу же заявляют о сокращении персонала, рейсов, парка и проч. Почему же у «Аэрофлота» в Европе ничего не летит? Ведь совладельцу «Красэйр» Борису Абрамовичу удалось купить венгерского перевозчика Malev.

Отсутствие анонимности – именно это до недавнего времени было одним из основных минусов крупнейшей (по количеству пользователей) российской социальной сети «Одноклассники». В «Одноклассниках» нельзя было незаметно зайти на страничку другого пользователя, и это очень не нравилось участникам этой сети. И вот наконец-то пользователи «Одноклассников» получили желанную анонимность. На этой неделе появилась услуга «Невидимка», позволяющая посещать сервис незаметно для других подписчиков. Правда, за невидимость надо ежемесячно платить 100–140 руб.

Это первая попытка «Одноклассников» заработать на своей 20-миллионной базе подписчиков, до этого все услуги на сервисе были бесплатными. Правда, станет ли этот опыт удачным – еще вопрос. Ведь чтобы ходить «в гости» неузнанным, можно просто зарегистрироваться под выдуманным именем и фамилией. А можно и вовсе перейти в конкурирующую социальную сеть «Вконтакте» – там можно ходить «в гости» анонимно и никто за это деньги не берет.

Первый блин КОМом?

Инвесторы разочарованы тем, как стартовал рынок мощности, которого так ждали энергокомпании. Виной тому – итоги первого конкурентного отбора мощности (КОМ), по сути аукциона, сообщил вчера «Интерфакс» со ссылкой сразу на шесть участников энергорынка. «Мосэнерго» хотело продать мощность новых блоков на ТЭЦ-27 и ТЭЦ-21 вдвое выше тарифа для старых станций (около 400 000 руб. за 1 МВт). Но наблюдательный совет нового регулятора – НП «Совет рынка» – такую заявку не пропустил. Он хотел отклонить ее, потом заставить снизить на 30%. «Мосэнерго» соглашалось максимум на 15%-ное снижение. Противостояние длилось несколько дней и в итоге сошлись на 20%-ном дисконте, сообщает «Интерфакс». Представители «Мосэнерго» и его основного акционера – «Газпрома» не стали это комментировать.

«Совет рынка» может отклонять заявки, если сочтет их завышенными. Но как определить, завышена цена или нет? «Совет рынка» четыре дня обсуждал методику оценки, заявил вчера глава НП Дмитрий Пономарев: «Мы проделали колоссальную работу и теперь понимаем, как корректно оценивать новую мощность». Обсуждалась именно цена «Мосэнерго», потому что ее заявка была самой крупной, объяснил он: это крупнейшая тепловая генерирующая компания страны.

Непокоренная Европа

Дело в том, что «Аэрофлот» является основным получателем платежей, которые европейские авиакомпании перечисляют за полеты через Сибирь. Евросоюз уже давно и настойчиво требует отменить «транссибирское роялти» как несправедливое (этот механизм был предложен Европой в 1960-х гг.). «Аэрофлот» категорически против: платите, если до сих пор пользуетесь. В итоге ЕС рекомендовал правительству Сербии не включать «Аэрофлот» в список претендентов на госпакет JAT. На что в интервью «Ведомостям» Окулов эмоционально возмущался: «Это беспардонные требования <...> Сербия не является даже кандидатом в ЕС, а окрики из Брюсселя получает». А надо ли возмущаться? Вряд ли можно демонстративно не слышать Европу и требовать, чтобы тебя в ней услышали.