Как Путин пугал ОАК

Премьер Владимир Путин пригрозил отечественному авиапрому отменой пошлин на всю гражданскую иностранную авиатехнику, если тот будет «медленно разворачиваться»

Вчера Путин побывал на ульяновском заводе «Авиастар-СП» (выпускает пассажирские Ту-204, почти 75% акций – у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Визит премьера традиционно начался с экскурсии. Председатель профкома Нина Ерахтина не скрывала радости: «Мы видим, что [авиастроительная] отрасль высоко поднимает голову». «Не очень», – сдержанно ответил Путин.

В начале совещания с участием вице-премьера Сергея Иванова, президента ОАК Алексея Федорова, министра экономразвития Эльвиры Набиуллиной и проч. Путин объяснил, чем недоволен.

Российский авиапром только начинает выходить из системного кризиса: в 2007 г. было выпущено лишь шесть самолетов, в текущем планируется построить 15, отметил Путин, позитивная тенденция есть, но с такими скромными объемами погоды в мировом авиастроении не сделать. Для сравнения: по итогам 2007 г. Airbus поставила 453 самолета, Boeing – 441. По словам Путина, он часто слышит о том, что необходимо обнулить 20%-ные пошлины на всю гражданскую иностранную авиатехнику, так как российские перевозчики испытывают дефицит парка (сейчас беспошлинно в Россию ввозятся самолеты вместимостью до 19 кресел и свыше 300). «И я не исключаю принятия такого решения, если наши авиапроизводители будут медленно разворачиваться», – пригрозил премьер.

Осенью будут готовы меры, которые позволят обнулить пошлины на определенное количество и типы иностранных самолетов, рассказала после совещания Набиуллина. Речь прежде всего идет о наиболее востребованных среднемагистральных лайнерах – аналогах российских Ту-154 и Ту-204 (вместимость – 150–200 кресел, дальность полета – 4000–4500 км). Уточнить, когда может быть введен механизм и на какое время, она отказалась. А с 1 января 2009 г. ожидается отмена пошлин на самолеты вместимостью до 50 кресел – на девять месяцев, сообщила Набиуллина. Она против отмены всех пошлин, так как в этом случае перевозчики полностью обновят парк за счет иностранных лайнеров и потеряют интерес к отечественным. Федорова возможность введения пошлин не пугает: продукция компании сможет составить конкуренцию иностранцам, уверен он.

Планы ОАК по выпуску гражданской техники отчасти сдерживает дефицит двигателей, знает Путин. Правительство готово подумать об отмене ввозных пошлин на авиадвигатели и другие комплектующие, если отечественная промышленность не сможет наладить выпуск современных и приемлемых по цене аналогов, пообещал премьер.