«Мы должны сказать себе: баста!», - Роберто Коланинно, владелец холдинга Immsi

Глава инвестиционного консорциума, намеревающегося спасти авиакомпанию Alitalia, считает, что итальянцам надо не причитать об упадке их страны, а действовать
Reuters

Убыточная Alitalia стала своеобразным символом экономических бед Италии. Компания не приносит прибылей и сильно зависит от государства, которому принадлежит 49,9% ее акций, к тому же бизнес постоянно страдает от вмешательства жадных политиков и профсоюзов. Единственное, что выглядит безупречно у национального авиаперевозчика, – это униформа, созданная Армани.

«Мы должны сказать себе: баста! – заявляет 65-летний Коланинно. – Довольно плакаться и дискутировать за винной стойкой, пора начинать делать что-нибудь. Иначе будущее Италии действительно окажется мрачным».

В послужном списке Коланинно – реформы, спасшие компьютерную компанию Olivetti и производителя скутеров Piaggio. Сейчас он возглавляет консорциум из 17 инвесторов, выступивший с предложением купить наиболее перспективные направления бизнеса Alitalia. Оставшиеся подразделения – с вдвое меньшей численностью самолетов и сильно урезанным штатом – должны, как планируется, объединиться с менее крупной итальянской авиакомпанией – Air One, в которой Коланинно является исполнительным председателем совета директоров. «Стоящая перед нами задача очень интересна, мне это нравится, – говорит Коланинно. – Такая работа – часть моей индивидуальности».

Ожидается, что к уже вошедшим в консорциум инвесторам вскоре могут присоединиться Air France – KLM или Lufthansa. В четверг Air France подтвердила свою заинтересованность в покупке миноритарного пакета. Один информированный источник сообщил, что французская сторона готова приобрести до 20% новой авиакомпании. Представители самой Air France отказались сообщить дальнейшие подробности.

В конце августа в Alitalia был введен особый режим управления. Упомянутый консорциум вкладывает в проект по меньшей мере 1 млрд евро ($1,46 млрд), но пока не говорится, какую сумму он выплатит за активы Alitalia.

Еще в 1999 г. Коланинно заслужил одобрение итальянцев, проявив себя решительным реформатором. Тогда он предпринял выкуп за счет кредита телекоммуникационной корпорации Telecom Italia – это стало крупнейшим в мире враждебным поглощением. Коланинно дал понять, что для рынка Италии наступает новая эра и что с традиционными закулисными сделками между политиками и олигархическими семействами должно быть покончено.

Никто в Италии не сомневается, что возглавляющий правительство правоцентристский политик Сильвио Берлускони столь же заядлый предприниматель, как и Коланинно, однако у многих события вокруг Alitalia вызывают ассоциации с прежней практикой государственного вмешательства в бизнес.

Правительство заблокировало попытки поглощения со стороны иностранных инвесторов, срочно внесло изменения в законы о банкротстве, отменило антимонопольные ограничения и приняло активное участие в сколачивании консорциума. Сам Коланинно, считающийся сторонником левоцентристских взглядов, признает, что его сделка с Telecom Italia заключалась совсем в иных обстоятельствах. Он добавляет, что политики, занимающие выборные должности, должны выполнять свою работу, так же как предприниматели и профсоюзы – свою. Всенародно избранное правительство, уточняет Коланинно, пресекло попытку Air France – KLM поглотить Alitalia, тогда как прежняя левоцентристская администрация намерения иностранной компании одобрила (сын Коланинно является членом парламента от оппозиции).

По словам Коланинно, он не участвовал в борьбе за Alitalia в 2007 г., поскольку тогда для успешной реорганизации компании не было подходящих условий. Теперь же, по словам предпринимателя, у инвесторов по-прежнему есть возможность получить долю в компании, после того как назначенный правительством управляющий Августо Фантоцци разделил ее.

Реформа Alitalia повлечет сокращение рабочих мест. В ответ на вопрос о том, как он собирается преодолевать сопротивление профсоюзов, Коланинно прежде всего заявляет, что трудовые соглашения сотрудников сейчас уже не имеют силы: «Им придется понять, что единственная альтернатива – это банкротство. Традиционного диалога с профсоюзами на этот раз не будет».

Ожидается, что принадлежащий Коланинно холдинг Immsi инвестирует в новую авиакомпанию порядка 150 млн евро и станет одним из трех ее основных инвесторов. Управляющим директором станет Рокко Сабелли, специалист по реформированию бизнеса, в прошлом тесно сотрудничавший с Коланинно.

В числе других участников консорциума – банк Intesa Sanpaolo, а также семейства Бенеттон, Фозатти, Рива и Апонте. У каждой из этих сторон свои амбиции, так что многие сомневаются в их способности к долговременному и слаженному сотрудничеству. Тем не менее они согласились действовать совместно в течение пяти лет. Участие в проекте Air One делает его более привлекательным для потенциальных иностранных партнеров.