Поздоровайтесь с зеркалом заднего вида

Британский мэтр Майк Ли снял фильм про девушку, у которой все хорошо. Это очень раздражает
ВЕСТ

Перед тем как выйти в прокат, «Беззаботная» (Happy-Go-Lucky) открыла в Москве фестиваль нового британского кино, что совершенно логично: Майк Ли – признанный капитан национального кинематографа, мастер социальной драмы, обладатель каннской «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Секреты и обманы» и «Золотого льва» Венеции за «Веру Дрейк». Трофеи «Беззаботной», как и сам фильм, скромнее: «Серебряный медведь» Берлинского фестиваля за лучшую женскую роль.

Награжденная «медведем» Салли Хоукинс играет неунывающую лондонскую учительницу начальных классов. Сапоги на высоких каблуках, юбка веселой расцветки, на руках полкило браслетов, рот вечно до ушей. При этом Поппи не блондинка из голливудской комедии, а просто, как вольтеровский Панглос, живет с убеждением, будто все, что ни случается, к лучшему. Прыгала на батуте, потянула спину – ничего: во-первых, у мануального терапевта такие приятные пальцы, а во-вторых, пойду-ка брать уроки фламенко. Украли велосипед, ну и ладно: значит, пора учиться водить машину.

Объективно «Беззаботная» довольно виртуозное кино, демонстрирующее несомненный режиссерский класс. Лишенный острых событий сюжет строится на взаимоотношениях героини с теми, кого она учит, и теми, у кого учится сама. Это тонкая работа: протягивать интригу, как нитку в ровном шве, аккуратно связывая комедийные сценки в драму столкновения жизненных позиций. В своих учителях, комических невротиках, Поппи видит тех же детей, озлобленных внутренним неблагополучием – будь то ревность, как у страстной испанки, преподающей фламенко, или глубокие комплексы одинокого инструктора по вождению, которого бесят несерьезность и высокие каблуки ученицы. Эдди Марсан старается играть крайне неприятного типа: инструктор Скотт никогда не улыбается и весь фильм копит злобу. Зеркала заднего вида он называет именами падших ангелов, и эта привычка, по-моему, самое смешное, что есть в «Беззаботной».

Здесь я закончу рецензию и перейду к определениям крайне субъективным: на «Беззаботной» мне было очень скучно, а героиня раздражала так, будто это я должен учить ее, как выжимать сцепление. Возможно, я просто не люблю уроков оптимизма, которые Поппи дает бесплатно всем подряд. Но будем считать, что она права и во всем есть какая-нибудь польза.

Теперь я хоть знаю, как обращаться к своему внутрисалонному зеркалу: Энраха.