Три «не» Путина


О том, как видят в Москве Договор о коллективной европейской безопасности, вчера рассказал премьер Владимир Путин. С внешнеполитическим заявлением он выступил на международной конференции по вопросам гуманитарного права в Петербурге. Договор, по мнению премьера, должен строиться на трех «не»: «Первое – не обеспечивать своей безопасности за счет безопасности других. Второе – не допускать (в рамках любых военных союзов и коалиций) действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности. И третье – не позволять, чтобы развитие и расширение военных союзов шло в ущерб другим участникам договора». Россия предлагает закрепить в новом договоре базовые параметры контроля над вооружениями, сообщил Путин.

С инициативой подписания такого документа президент Дмитрий Медведев выступил 5 июня в Берлине. Эта инициатива обсуждалась на саммите Россия – ЕС в Ницце 14 ноября, и было решено продолжить обсуждение на саммите ОБСЕ в 2009 г. Путин впервые конкретизировал позицию Москвы.

Будущая конструкция должна исключать ситуации, когда одно государство станет принимать решения в военной сфере без учета всех участников будущей договоренности, говорит председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев, речь не только об обычных вооружениях, но и о ситуациях, подобных чешскому и польскому сценариям размещения системы ПРО, т. е. о тактических и стратегических вооружениях.

Но принципиальным вопросом остается новый вариант Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), отмечает Анатолий Цыганок из Института политического и военного анализа. Россия приостановила свое участие в ДОВСЕ в декабре 2007 г. из-за того, что европейские партнеры так и не ратифицировали соглашение о его адаптации, ссылаясь на невыполнение обязательств России в части вывода войск из Грузии и Приднестровья. Будущее этого договора непременно обсудят и на предстоящей встрече глав МИД ОБСЕ 4 декабря в Хельсинки, и на саммите ОБСЕ, полагает директор Центра европейской информации в России Николай Топорнин.