Цифра недели: 39,8


Индекс промышленной активности в России, измеряемый банком «ВТБ-Европа» ежемесячно с 1997 г., в ноябре поставил антирекорд за всю свою 11-летнюю историю. По шкале банка значения индекса выше 50 баллов отражают рост промышленного выпуска (в этой зоне индекс и находился все время, кроме 1998 года и локального спада в ноябре 2004 г.). Значения ниже – спад. Черту, отделяющую рост от спада, индекс пробил еще в августе и с тех пор снижается четвертый месяц подряд, в ноябре – особенно резко, до 39,8 балла. Такого крутого пике промышленности в «ВТБ-Европа» не помнят. Упало всё: индексы объемов выпуска, новых заказов, закупок, занятости и – из-за падения спроса – отпускных цен.

Более длинная история мониторинга промышленности у Института экономики переходного периода (ИЭПП) – с 1992 г. Объемы сокращения спроса на промышленную продукцию, зафиксированные ИЭПП в ноябре, сопоставимы с ситуацией 1994 г. Предприятия скоро перестанут работать даже на склад, создавая видимость роста выпуска: склады затоварены более чем у трети. В ноябре индустрия убедилась, что масштабные финансовые вливания государства в экономику ее мало касаются, как и кредитные госресурсы. Производственные планы предприятий и их прогнозы объемов падения спроса на свою продукцию перебили антирекорд и этого 17-летнего мониторинга: даже в начале 1990-х гг. практически развалившаяся индустрия оценивала свое будущее несколько более оптимистично, чем сейчас.

Промышленность – помимо того что создает экономике треть валового продукта – обеспечивает 49% рабочих мест в стране. В связи с сокращением выпуска увольнения планируют примерно 40% предприятий, почти как в 1998 г., выяснил ИЭПП.

Ресурсами для вывода предприятий из штопора сейчас располагает только государство. Крупный бизнес, к социальной ответственности которого государство взывало в последние тучные годы, теперь сам просит государство поддержать его социально – выкупить у него ставшую ненужной рынку продукцию, а заодно позаботиться обо всех тех людях, которые теперь бизнесу не нужны. Если только крупные и средние предприятия сократят 10% штата, это высвободит более 2 млн человек (к 1,6 млн ныне официально безработных).

В ближайшие год-два экономика, похоже, останется управляемой в «ручном режиме»: государство будет решать проблемы промышленности не только как регулятор, но и – все чаще – как собственник.