Рогачев хватился участков

Предприниматель Андрей Рогачев, летом ставший единственным владельцем «Макромира», продолжает играть на понижение стоимости компании
Е.Кузьмина

На публику. Борис Рохин

руководитель петербургского офиса Ward Howell. «Такие проблемы редко выносят на суд общественности, очевидно, в «Макромире» не было системы корпоративного управления».

Незадолго до того, как Андрей Рогачев купил у своего партнера Павла Андреева 50% девелопера ООО «Макромир», экс-менеджеры во главе с гендиректором «Макромира» Игорем Шабловским вывели из него активы на сумму около $180 млн, у компании образовалась сомнительная задолженность по векселям и кредитным договорам более чем на $100 млн, утверждает представитель Рогачева Константин Виноградов.

По его словам, экс-менеджеры оформляли займы от «Макромира» по ставкам от 0,5% до 8,5% и приобретали на полученные средства активы, которые оформляли на собственные компании. После завершения сделки по приобретению «Макромира» выяснилось, что примерно из 30 земельных участков, которые фигурировали в отчетности компании как собственные или арендованные, на балансе «Макромира» находятся лишь пять, остальные принадлежат компаниям, подконтрольным бывшим менеджерам, утверждает он. «Макромир» недосчитался, например, участков общей площадью около 90 га в Перми, здания Мальцевского рынка, на месте которого планировалось до 25 000 кв. м торговой недвижимости, и примерно 3 га на Парнасе.

Все действия менеджмента по оформлению земельных участков, движению денежных средств и приобретению объектов согласовывались с бенефициарами, утверждает Шабловский.

Акционер ЛЭК Павел Андреев расстался со своей долей «Макромира» в июле. В октябре Рогачев объявил, что выкупил его долю за 5000 фунтов стерлингов. Андреев оценивал компанию минимум в $1 млрд. Экс-менеджмент компании получил уведомление от Андреева о том, что Рогачев не рассчитался с ним по покупке части активов «Макромира», утверждает Шабловский. По его словам, Андреев предупредил не передавать в пользу Рогачева объекты, находящиеся в стадии проектирования, до момента урегулирования их взаимоотношений по сделке. Андреев этот вопрос не комментирует. До увольнения Шабловского ему не было предъявлено каких-либо обвинений в нанесении ущерба интересам компании, говорит он.

Иногда менеджеры оформляют на себя активы по поручению акционера, но акционер всегда страхует свои интересы, считает Александр Григорьев из юридического бюро «Григорьев и партнеры». По словам юриста, у бенефициаров всегда есть документы, которые в любой момент позволяют им стать учредителями собственных компаний. А партнер Baker & McKenzie Максим Калинин не исключает, что Рогачев таким образом хочет снизить стоимость «Макромира». Менеджеры могли превысить свои полномочия, но так же и акционеры могут перекладывать на них ответственность за проблемы в компании, сказал руководитель петербургского офиса Ward Howell Борис Рохин.

Шабловский уволен в середине ноября, тогда же компанию покинули 320 примерно из 400 сотрудников. Около 20 из них обратились в суд с требованием выплатить зарплату за октябрь, компенсировать разрыв трудового договора и моральный ущерб.