«Газель» лишили сил

Не договорившись о поставках моторов с «Соллерса», ГАЗ собирается ставить на «Газели» двигатели, собираемые на собственном Ульяновском моторном заводе (УМЗ). Менее мощный двигатель УМЗ сделает «Газель» дешевле, утверждают на ГАЗе
А. Белоусов

Группа ГАЗ и Заволжский моторный завод (ЗМЗ, входит в «Соллерс») не заключили контракт на поставку двигателей для «Газелей» на 2009 г. В результате Горьковский автозавод (ГАЗ) перешел на комплектование легких коммерческих автомобилей двигателями УМЗ (входит в группу ГАЗ) УМЗ-4216. Двигатель, отвечающий стандартам «Евро-3», производится на УМЗ с декабря 2007 г. Это, по данным компании, модификация прототипа, на базе которого создавался мотор ЗМЗ-405 производства ЗМЗ. Ранее ГАЗ комплектовал «Газели» двигателями ЗМЗ-405. Мощность ЗМЗ-405 в зависимости от модификации – 152–195 л. с. (отвечает стандартам «Евро-2»), усовершенствованный УМЗ-4216.10, по данным сайта группы ГАЗ, развивает 123 л. с.

Группа ГАЗ

автопроизводитель. Основной акционер – «Русские машины» (61%). Выручка (2007 г., МСФО) – $6,22 млрд. Чистая прибыль – $293,3 млн. Объединяет 18 заводов в России и Великобритании.

Ход переговоров с ЗМЗ официальные представители ГАЗа и «Соллерса» не комментируют. Сотрудники компаний говорят, что ГАЗ добивается скидки на двигатели ЗМЗ на 50%. В 2008 г. ЗМЗ поставлял двигатели для «Газелей» по 45 000 руб. за штуку, а в 2009 г. планировал повысить цену до 50 000 руб., рассказал сотрудник ГАЗа. Двигатель УМЗ в 2008 г. стоил 37 000 руб., благодаря оптимизации производства ГАЗ планирует снизить цену до 25 000 руб., что позволит уменьшить отпускные цены на «Газель» на 10%, подчеркнул он. «Газель» с двигателем УМЗ будет стоить 360 000–365 000 руб., сообщил замдиректора дилера ТКЦ ГАЗ АТО Михаил Тренкин.

Мощность УМЗ – 100 000 двигателей в год, возможно расширение, говорит представитель ГАЗа. Опытная партия УМЗ-4216 устанавливалась на «Газели» летом 2008 г., опрос покупателей показал их лояльность к новой комплектации, говорится в сообщении группы. Кроме того, в 2009 г. ГАЗ продолжит устанавливать на «Газели» и «Соболи» двигатели Chrysler и Steyr. Двигатели УМЗ, Chrysler и Steyr покроют потребности производства легких коммерческих автомобилей как минимум в I квартале 2009 г., а возможно, и на весь 2009 год, заявил представитель ГАЗа.

План по выпуску «Газелей» в 2009 г. группа также не раскрывает. По итогам 2008 г. продажи легкой коммерческой техники и легковых машин у группы ГАЗ, по оценке «ВТБ капитала», сократились на четверть до 150 000 шт.

ЗМЗ произвел в 2008 г. 202 000 двигателей, 130 000 поставлено на ГАЗ, сказал представитель «Соллерса».

Мотор УМЗ по качеству сравним с ЗМЗ и ремонтопригоден, хорошо, что появилась «Газель» еще и с такой комплектацией, считает коммерческий директор «Автомира» Андрей Дя. «В кризис разница в цене важнее, чем в мощности, я бы выбрал машину дешевле», – сказал менеджер нижегородской фирмы, занятой грузоперевозками на «Газелях».

Полный отказ от партнерства с ЗМЗ Дя и руководитель автомобильной практики A.T. Kearney Евгений Богданов считают не слишком реальным в ближайшей перспективе. Требуются сертификационные испытания и изменения в конструкции «Газели», это длительный процесс, говорит Богданов. ГАЗ сообщил лишь об исследовании технико-эксплуатационных характеристик «Газели» с двигателем УМЗ-4216, проведенном НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) и давшем положительные результаты.

Тренкин надеется, что 10%-ное удешевление «Газели» может увеличить продажи на 10–20%. Но стоимость двигателя решает не все, многое будет зависеть от условий автокредитования, говорит он.

В заявлении ГАЗа о переходе на УМЗ-4216 есть политический момент, попытка повлиять на ход переговоров с ЗМЗ, допускает Дя.