В поисках вечной сковородки

Американец Дейв Уиллис основал компанию Whitford на деньги отца в 1965 г. Сейчас Whitford – второй в мире производитель антипригарных покрытий, а его оборот в 2008 г. превысил $115 млн

За несколько дней до католического Рождества некий американский техник поставил рекорд: пожарил на одной и той же сковородке одно за другим 350 яиц. При скорости 10 яиц в час процесс занял пять рабочих дней. «Теперь техник говорит, что он видеть больше не может яйца», – смеется Дейв Уиллис, 72-летний генеральный директор и основатель компании Whitford, в которой проходило испытание.

У яичного марафона была серьезная цель – испытать новое антипригарное покрытие Eterna, на разработку которого инженеры компании Whitford потратили около $1 млн.

«Нашему технику удалось снять поджаренное без масла яйцо со сковородки 350 раз подряд, – с гордостью говорит Уиллис. – Конкуренты справляются не более чем с тремя десятками».

Whitford специализируется на антипригарных покрытиях на основе фторполимеров. Эти продукты представляют собой «коктейль» из 15 ингредиентов, самый важный из которых – политетрафторэтилен, или тефлон, материал, изобретенный гигантом химической индустрии компанией DuPont в 1930-е гг. и известный своим малым трением. В этой области Whitford является второй по величине компанией в мире, уступая только DuPont. Иметь в конкурентах такого крупного игрока – хорошо для бизнеса, уверяет Уиллис. «Мы думали, что они контролируют рынок намного сильнее. И недооценивали собственные продукты », – улыбается он.

Уиллис основал компанию в 1965 г., на заре развития отрасли. Отец Уиллиса был предпринимателем и помог со стартовым капиталом: одолжил ему две трети из необходимых $150 000. Уиллис послушался совета отца «вести дела просто», не спешил и брал в долг деньги только в случае крайней необходимости. Сейчас ему принадлежит 60% голосующих акций, остальными владеют в основном менеджеры компании. Его сын и дочь также работают в компании.

Выручка компании в 2008 г. превысила $115 млн. У Whitford есть около 2200 формул продуктов, она стала поставщиком для 2500 компаний. «Около половины наших продаж приходится на кухонную утварь, а остальное на промышленность – от покрытий для нефтепромысловых платформ до смазки для автомобильных подшипников, чтобы они не скрипели», – говорит Уиллис.

Среди таких инноваций – особые полимеры, добавляемые в волокна, из которых изготавливаются носки для армии США, чтобы они дольше не изнашивались. Компания также разрабатывает покрытие для энергосберегающих лампочек, которое не даст им разбиваться.

На рынок США приходится 30% продаж, столько же на рынок Китая, являющегося сегодня ведущим мировым центром по производству большинства видов кухонной утвари. В этом году с учетом недавно приобретенного подразделения AkzoNobel Whitford рассчитывает получить объем продаж около $150 млн, что означает примерно треть рынка фторполимерных покрытий размером $500 млн в год.

Волнует ли его мировой кризис? Если бы не вера в свои новые продукты, то волновал бы. «Благодаря Eterna и новым покрытиям, которые мы собираемся получить на его основе, по оптимистичным прогнозам, выручка вырастет на $8–9 млн, или на 8–10% в год», – говорит он.