Остановка не помогла


Чтобы избавиться от скопления вагонов в направлении Новороссийского зернового терминала (НЗТ), РЖД вводила уже два запрета на отгрузку зерна: 20–25 февраля и 1–5 марта. Но в ожидании разгрузки стоят 25 составов с зерном, сообщил представитель СКЖД Валерий Юсупов. По его словам, причина – заявка НЗТ принять в 2–2,5 раза больше, чем позволяют существующие мощности: 350–400 вагонов в сутки при технической возможности 160–180 штук. Гендиректор НЗТ Виктор Зеленский это подтверждает, объясняя, что терминал вынужден удовлетворить заявки клиентов, вагоны которых в январе почти не разгружались.

Из-за повышения цен на зерно на FOB с $175/т в январе до $200/т в феврале и девальвации рубля экспортеры активно заключают контракты, говорит начальник отдела аналитики «Русагротранса» Игорь Павенский. Экспорт в январе – около 1,1 млн т зерна, в феврале – 1,5–1,6 млн т, прогноз на март – 1,6 млн т.

Штраф за простой судна грузоподъемностью 50 000 т составляет $5000 в день, но трейдеры могут потерять больше из-за срыва сроков контракта, говорит представитель Valars Group (246 вагонов ожидают разгрузки на НЗТ) Даниил Яснев.

Чтобы разрешить ситуацию, необходимо использовать все терминалы (НЗТ и НКХП) и прямой вариант перевалки (сразу с вагонов на судно) через новороссийский и туапсинский порты, считает замначальника департамента управления перевозками РЖД Владимир Ильин. Если заработает такой вариант, ситуация разрешится уже к апрелю, считает Зеленский.