Компания недели: Fiat


Провозгласив полгода назад, что в результате экономического кризиса в мире останется 5–6 глобальных производителей с объемом продаж у каждого не менее 5,5 млн автомобилей в год, гендиректор Fiat Серджио Маркионне начал действовать. На минувшей неделе мы увидели первые результаты этой активности: Fiat получил 20% обанкротившейся американской Chrysler (с возможностью увеличения доли до 51%) и вступил в переговоры о покупке европейского бизнеса General Motors – компаний Opel/Vauxhall и Saab. Похоже, мы становимся свидетелями рождения одной из крупнейших компаний в мировом автопроме: если Маркионне удастся еще договориться и о покупке латиноамериканского бизнеса GM (а американцам, кажется, не удастся его сохранить), Fiat по объему производства сможет выйти на второе место в мире, обогнав Volkswagen Group.

В теории поглощения Fiat выглядят прекрасно, синергетический эффект должен быть многомиллиардным (только эффект от слияния с Opel Маркионне оценил в 1 млрд евро в год). Chrysler, Dodge и Jeep умеют строить внедорожники и пикапы и обладают развитой дилерской сетью в Северной Америке, продав там в прошлом году более 1 млн машин. Fiat, Alfa Romeo, Lancia в США вообще не продаются, и итальянцы не умеют делать внедорожники. В Латинской Америке ситуация прямо противоположная: в одной Бразилии Fiat продал в прошлом году 666 000 машин; все три бренда Chrysler LLC не дотянули и до 10 000. Так почему не поделиться умениями и дилерской сетью?

Конечно, подводных камней в строительстве нового суперальянса больше, чем мы и даже сам Маркионне можем себе вообразить. Jeep и Chrysler – марки вообще для европейцев проклятые: справиться с ними не смогли ни Renault, ни Daimler-Benz. (Но Renault в тот момент была компанией государственной, а Daimler-Benz работала в люксовом сегменте и не смогла интегрировать «массовый» Chrysler.) Мартин Винтеркорн, гендиректор Volkswagen Group (объединяет восемь брендов), уже заявил, что сомневается в успехе Маркионне, потому что управлять таким количеством брендов – очень сложная задача.

Сложная, но не невозможная: смог же Маркионне завершить реструктуризацию, развести три своих бренда – Fiat, Alfa Romeo, Lancia – и получить в прошлом году чистую прибыль в 1,7 млрд евро. Так почему не сделать это с восемью марками, тем более что у Volkswagen Group это получается.