Недосчитались студентов

Российские бизнес-школы закрывают часть программ из-за недобора студентов и даже готовы делать скидки на обучение до 25% и больше

Первая ласточка. 5000

ЕВРО – размер максимально возможного гранта на обучение в ИМИСП по программе MBA

Начавшееся осенью снижение числа российских соискателей диплома MBA весной приняло еще большие размеры. Доля корпоративных студентов, занимавших до 80% рынка в отдельных бизнес-школах, упала на 25–60%, говорит Мария Шакова, глава представительства британской консалтинговой компании A4 Consulting Ltd и академик-директор с российской стороны The International Senior Executive Strategic Masters при Академии народного хозяйства (АНХ). В целом директор программы MBA «Стратегия» ЛИНК Наталья Жаворонкова и ректор ИБДА Сергей Мясоедов оценивают падение спроса примерно в 50%. Директор по работе с зарубежными клиентами Begin Group Алла Жаворонкова говорит, что точно оценить падение сложно. Например, Высшая школа менеджмента (ВШМ) ГУ-ВШЭ решила отказаться от весеннего набора. Декан ВШМ Сергей Филонович объясняет это тем, что программу выгодно открывать, если на ней учится не менее 15 человек, а пришло только 10. А МИРБИС набрал запланированные на весну группы, но численность в них меньше на 20% от докризисной. Жаворонкова говорит о необходимости учитывать и студентов второго курса, которые оставили учебу из-за проблем с финансированием, с ними падение будет больше.

Дело в деньгах

Самая очевидная причина падения рынка – сокращение корпоративных бюджетов на обучение, например на 20% – в Capital Group, на 30% – в «Эльдорадо», многие другие сократили его полностью.

С нехваткой средств сталкиваются и те, кто оплачивает обучение самостоятельно. Наталье, бывшему менеджеру по продажам крупного фармпроизводителя, не удастся воспользоваться вынужденным перерывом в карьере для обучения на программе MBA в The American Institute of Business and Economics, потому что с января ее сократили, а отложенные на обучение деньги уходят на погашение ипотечного кредита. Кроме того, люди стали больше ценить свою работу, отмечает Жаворонкова: обучение в бизнес-школах обычно начинается в 18–19 часов и если раньше они могли позволить себе уйти с работы пораньше, то теперь договориться с работодателем гораздо сложнее.

На Западе спрос на MBA растет, но в развивающихся странах в основном падает и здесь Россия стоит в одном ряду с Китаем и Индией, говорит Сергей Мясоедов.

«И западный, и российский диплом MBA не спасут от увольнения, – называет еще одну причину снижения спроса Шакова. – Наконец, люди просто не уверены, что знания, полученные в бизнес-школах, пригодятся: не ясно, сколько продлится кризис и какие знания понадобятся после его окончания».

У Жаворонковой из ЛИНК нет ощущения, что у кандидатов появился скептицизм по отношению к российскому диплому MBA. «Ажиотаж вокруг MBA как дань моде уходит в прошлое, и отношение к принятию решения и выбору программы становится более рациональным. Если раньше многие думали, что они получат диплом и автоматически станут более востребованны на кадровом рынке, то сейчас кандидаты задаются вопросом, а что они будут уметь делать лучше после обучения», – говорит она.

А теперь скидки

Бизнес-школы с падением платежеспособного спроса пытаются бороться с помощью удешевления и сокращения своих программ. Санкт-Петербургский международный институт менеджмента весной 2009 г. ввел антикризисную систему грантов. Сумма грантов составила от 800 до 5000 евро и предполагала прохождение дополнительной процедуры оценки при поступлении. По факту половина из 22 зачисленных весной слушателей получили грант на разные суммы, говорит директор по развитию и внешним связям школы Дмитрий Павлов. В ВШМБ из пяти модулей программы MBA выделили два и продают их в качестве профпереподготовки за 150 000 руб., а также делают скидки на 15–25%. Ректор ВШМБ Леонид Евенко считает, что в период кризиса школа должна проявлять гибкость во всем: в выборе программ, модулей, в расписании, в том числе и в стоимости программ. В результате падение спроса составило всего 10%, а общее снижение дохода – 1,2%. Маргарита Перепелица, директор MBA-программы школы бизнеса Kingston и АНХ, также считает, что рынок бизнес-образования должен адекватно реагировать на последствия кризиса и проявить гибкость в определении стоимости.