Баррикады в Тегеране


Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад переизбран на второй срок по итогам прошедшего 12 июня голосования. Он набрал более 62% голосов. Его ближайший соперник экс-премьер Мир Хоссейн Мусави заручился поддержкой менее 34% избирателей.

Еще до объявления официальных данных Мусави, представляющий реформаторские силы, заявил о своей победе, а позже обвинил власти в подтасовках. «Люди, отстоявшие в длинных очередях на избирательные участки и знающие, за кого они голосовали, с абсолютным удивлением смотрят на сказочные утверждения властей и заявления по телевидению и радио», – отметил в заявлении для прессы Мусави, строивший кампанию на критике оппонента за высокую инфляцию и безработицу.

По данным совета стражей, выполняющего в Иране роль ЦИК, явка составила рекордные 85%. Как пишет FT, теоретически это должно было увеличить шансы Мусави: высокая электоральная активность по традиции всегда играла на руку кандидатам-реформистам.

Победа Ахмадинеджада, не признанная его соперником, спровоцировала крупнейшие со времени исламской революции 1979 г. антиправительственные выступления. Всю ночь с субботы на воскресенье в Тегеране и ряде других городов не прекращались стычки оппозиции с полицией. Протестующие строили уличные баррикады, поджигали автомобили и забрасывали полицию камнями. Демонстрации против итогов выборов прошли также в десятке городов мира, где проживает много иранцев.

Вчера в Тегеране были введены повышенные меры безопасности, 50 рядовых участников беспорядков и 10 организаторов протестов арестованы. Параллельно власти ввели информационную блокаду: после объявления итогов выборов в столице практически не работали сотовая связь и интернет. Вчера министерство информации Ирана распорядилось на неделю приостановить вещание местного отделения панарабского телеканала al-Arabiya.

Одной из причин беспрецедентного возмущения столицы, интеллигенции и студентов (это главные противники Ахмадинеджада) президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает катастрофу в экономике: инфляция достигает 25%, безработица – 12,5%. За четыре года президент успел испортить отношения и с Западом, и с арабскими странами, а его воинствующая риторика ухудшила инвестиционный климат.