Помочь России

Уго Чавес решил поучаствовать в газовой политике на евразийском пространстве и пригласил Туркмению в «газовый ОПЕК»

Посетив Ливию, Алжир, Сирию и Иран, президент Венесуэлы Уго Чавес вчера прибыл в Туркменистан, где пригласил президента страны Гурбангулы Бердымухаммедова присоединиться к картелю крупнейших газодобывающих стран мира. Венесуэльский президент должен посетить еще Россию и Белоруссию.

«Газовый ОПЕК» организован в конце 2008 г., когда под соглашением о превращении неформального объединения «Форум стран – экспортеров газа» в официальное подписались Россия, Алжир, Боливия, Египет, Иран, Катар, Ливия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея, Венесуэла и Нигерия – страны, на которые приходится 37% мировой добычи. Но на этом все пока и закончилось: организация функционировать так и не стала, говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

«Мы хотим сблизиться с вами, Венесуэла и Туркменистан, Латинская Америка и Центральная Азия», – сказал вчера Чавес Бердымухаммедову (цитаты по Reuters). Туркменский президент не дал ответа по поводу «газового ОПЕК», но напомнил, что Туркменистан по запасам газа на четвертом месте в мире после России, Ирана и Катара.

Президент Туркмении в последнее время стал активно говорить о диверсификации экспортных потоков газа, в июле объявил о готовности присоединиться к конкурирующему с российским «Южным потоком» проекту газопровода Nabucco (от границы Турции и Грузии до австрийского города Баумгартен). У России и Туркмении официальная размолвка длится с апреля, после прекращения поставок туркменского газа, отмечает Аджар Куртов из Института стратегических исследований, многие пытаются на этом сыграть, пытаясь переориентировать туркменские поставки на свои рынки.

Венесуэла может подыграть России в деле увеличения лояльности Туркмении, считает Корчемкин: «Но не в рамках газового картеля, поскольку это объединение заработает только тогда, когда «Газпром» добровольно согласится уступить часть европейского рынка, например, Катару и Туркмении». Но на это российский монополист не пойдет никогда, уверен он. Для Туркмении как обладателя больших ресурсов газа нет смысла вступать ни в какую организацию, считает Наталья Лещенко из IHS Global Insight: «В интересах страны играть полностью независимо, добиваясь максимума пользы для себя». Туркменский лидер всегда старается сыграть на разных интересах, но никогда публично не высказывается в пользу того или иного партнера, объясняет Куртов.

Идет схватка за Европу, это рынок с самыми высокими ценами, хотя и не самый большой, полагает Корчемкин: «На конфликте России и ЕС после отключений газа прошлой зимой газовые производители рассчитывают оттеснить «Газпром» и увеличить долю рынка». По данным компании BP, на европейский рынок приходится 18,2% мирового потребления (550 млрд куб. м).

По мнению Лещенко, Туркменистан может подписаться только под конкретным серьезным долгосрочным контрактом. «Газовый ОПЕК» пока не имеет никакого статуса, уверен Корчемкин.