Долой трейдеров

В борьбе с ростом цен на топливо «Транснефтепродукт» (ТНП) может устранить с рынка независимых трейдеров

Транснефтепродукт» может отказать трейдерам в прокачке топлива по системе трубопроводов и заключать договоры только с производителями нефтепродуктов, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на нескольких торговцев. Один из трейдеров рассказал «Ведомостям», что в конце 2009 г. получил письмо ТНП с условиями пролонгирования контракта. По ним компания должна сама производить топливо, иметь договор на переработку сырья с одним из НПЗ или прямой контракт на закупку нефтепродуктов у нефтяной компании, перечисляет он. «Мы под один из критериев подходили и договор заключили», – сообщил он. Примеров, когда кому-то пришлось покинуть рынок из-за ужесточившихся правил, «Ведомостям» найти не удалось.

Обсуждается и более жесткий вариант, передал «Интерфакс» со ссылкой на башкирского трейдера: ТНП будет заключать контракты только с вертикально-интегрированными компаниями, у которых есть НПЗ, подключенные к его системе. Представитель ТНП от комментариев отказался. Но источник, близкий к компании, подтвердил агентству, что в отношении экспорта топлива такая схема уже действует, а теперь подобные планы есть и в отношении внутреннего рынка. Цель, по его словам, – «устранить посредников, которые играют на повышение цен на нефтепродукты».

Борьба с посредниками укладывается в разрабатываемый Минэнерго проект «Нефтеконтроль», думает аналитик «Кортеса» Михаил Турукалов. Речь идет об ужесточении контроля за поставками нефти и нефтепродуктов, причем как на экспорт, так и на внутреннем рынке. Давало ли министерство подобные поручения ТНП, представитель Минэнерго не говорит. А слова трейдеров не комментирует.

Если новые правила пройдут, независимым трейдерам останутся только поставки по железной дороге, констатирует Турукалов, но они намного дороже: к примеру, затраты по маршруту Уфа – Москва по железной дороге – около 2030 руб./т, а по трубе выходит 1270 руб./т. Оценить объем рынка с участием независимых трейдеров эксперты не берутся. В любом случае целиком устранить независимых игроков чиновникам не удастся: несмотря на дороговизну, большая часть поставок нефтепродуктов все равно идет по железной дороге, отмечает аналитик Reuters Александр Ершов. Но с учетом того, что железная дорога дороже, изгнание трейдеров из трубы точно не снизит цену топлива на внутреннем рынке, резюмирует он. По данным «Кортеса», объем переработки в России в 2009 г. был 236,7 млн т, а ТНП прокачал около 28,4 млн т.