Локомотив тормозит

Китай теряет роль локомотива глобальной экономики. В мае рост мировой промышленности обеспечила индустрия США и Японии. Похоже, властям КНР удалось остудить экономику страны, замечают эксперты

Волатильность, охватившая с середины апреля финансовые рынки, не оказала пока существенного влияния на мировую промышленность. Об этом свидетельствует индекс деловой активности (Global PMI manufacturing), рассчитываемый совместно Markit и Chartered Institute of Purchasing and Supply на основании опросов крупнейших предприятий.

В мае индекс лишь незначительно снизился – до 57,2 (против 57,8 в апреле). Значение индекса ниже 50 свидетельствует о сокращении производства, выше – о росте. Ниже этого рубежа показатель опустился в Венгрии (49,6) и Дании (48,5); в Греции – с 46,8 в январе до 41,8 в мае. Выше среднемирового показателя (57,2) в мае были индексы по Швейцарии (66,4), Швеции (66,0), США (59,7), Индии (59,0), Германии (58,4), Австрии (58,2), Великобритании (58,0), Чехии (57,6) и на Тайване (57,4). Индекс по России, который был чуть выше отметки 50 в начале года, поднялся до 52,1 в апреле и в мае составил 52.

Высокие значения Global PMI объясняются прежде всего хорошей динамикой промышленного сектора в США и Японии, пишет директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. Меры финансового стимулирования, принятые администрацией президента США Барака Обамы, «сыграли ключевую роль в развороте динамики экономики США и способствовали переменам во всей мировой экономике», говорит Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank. В 2009 г. в США был одобрен пакет стимулирующих мер объемом $787 млрд, сейчас Обама предлагает конгрессу новый пакет на $200 млрд. Благодаря этим деньгам ВВП США в текущем году может вырасти на 3,6%, отмечает Лисоволик.

Верят эксперты и в рост Японии (к апрелю 2009 г. были одобрены три антикризисные программы на $276 млрд, в декабре – новый пакет на $81 млрд). Экспорт в Азию, особенно в Китай, будет и дальше поддерживать японскую экономику, заявил Reuters экономист Nomura Securities Минору Ногиморидаем.

В Китае же обратная тенденция – индекс PMI снижается с января. В мае он упал до самой низкой за 10 месяцев отметки: 53,9 – по оценке Федерации логистики и закупок Китая (CFLP), 52,7 – по оценке банка HSBC. Столь резкого снижения (на 2,5 пункта за месяц) не наблюдалось с осени 2008 г. «Похоже, сыграли свою роль усилия китайских властей сдуть пузырь на рынке недвижимости, один из самых очевидных пузырей на сегодняшний день», – отмечает Тремасов. Цены на китайскую недвижимость за апрель выросли на 12,8% (в годовом исчислении). Пытаясь остудить рынок, власти КНР уже приняли ряд мер – например, повысили минимальные ставки по ипотечным кредитам и первоначальный взнос на покупку не первого жилья. «Это больше, чем просто проблема пузыря», – заявил на днях член денежного комитета китайского нацбанка Даокуй Ли.

«Главный вопрос – удастся ли сдуть пузырь без потерь, мы уже видим крайне негативную динамику рынка», – говорит Тремасов. Вчера фондовый индекс Shanghai Composite упал до самой низкой отметки за 13 месяцев – 2526,5 пункта. С начала года он уже снизился на 23%.