Экскаватор устал

С лета прошлого года «Донецкий экскаватор» отбивался от требующих его банкротства кредиторов, но держаться больше не смог: на заводе введено наблюдение из-за долга в 172 000 руб.

Иностранцы побеждают. 68%

доля импорта на российском рынке экскаваторов в 2008 г., по данным «Донецкого экскаватора». В 2006 и 2007 гг. доля иностранцев была меньше – 52,9 и 60% соответственно

ОАО «Донецкий экскаватор» (Ростовская обл.)

машиностроительный завод. акционеры (данные компании): Duoman Enterprises Ltd. (26,9%), Borham Alliance Ltd (19,9%), Crescent International Ltd (13,07%), ЗАО «НК ГРИГ» (12,01%), ООО «Финансы и консалтинг» (8,83%). входит в холдинг «Группа Мегаполис» Константина Кузина. финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 161 млн руб., чистый убыток – 77,9 млн руб.

Наблюдение на «Донецком экскаваторе» в мае введено по требованию ИП Людмилы Тареевой, с которой завод не расплатился за транспортные услуги, рассказал сотрудник пресс-службы Арбитражного суда Ростовской области.

Гендиректора завода Геннадия Горбасенко в офисе застать не удалось. «Об остановке и ликвидации завода речи нет, на нем работает свыше 600 человек, мы готовим программу финансового оздоровления», – рассказал член совета директоров предприятия. На конец марта кредиторская задолженность завода составляла 359,7 млн руб., 89,5 млн руб. из них – просроченная, говорится в его квартальном отчете.

Завод очень тяжело переживает кризис, в 2009 г. он произвел всего 34 экскаватора (в 2008 г. – 79), восемь кранов (34 – в 2008 г.) и три погрузчика (6), рассказал чиновник областного минпрома. В I квартале выпущено только два экскаватора, продолжает он. Выручка завода в прошлом году сократилась втрое, в I квартале упала еще втрое (с 59 млн до 21 млн руб.) по сравнению с январем – мартом 2009 г.

Иски о банкротстве преследовали завод с июня прошлого года: их подавали ростовские металлотрейдеры «Комтех-Ростов» и «ЮМС-холдинг» и московская компания «Строительное управление № 49». С ростовчанами «Донецкий экскаватор» расплатился (был должен около 0,5 млн и 1 млн руб. соответственно), москвичам суд отказал по формальным признакам.

Последнее дело о банкротстве «Донецкого экскаватора» было возбуждено ростовским арбитражем в декабре 2009 г.: банкротства завода в ходе его рассмотрения требовали семь кредиторов, с кем-то он успел расплатиться.

«Ситуацию с российским производством экскаваторов в 2009 г. иначе как провалом не назовешь – падение составило порядка 75% по отношению к показателям 2008 г. (соответственно 1387 и 5493 экскаватора). Но нижний порог пройден, в январе – апреле (произведено 702 экскаватора) явно наметилась тенденция к увеличению объемов выпуска», – говорит коммерческий директор исследовательской компании ID-Marketing Андрей Ловков.

«Некоторый рост продаж есть, но все большую долю рынка занимают импортные экскаваторы, прежде всего корейские и японские – Hyundai, Hitachi, Komatsu. Это связано с тем, что российские производители подняли цены, теперь цена российского экскаватора составляет 70–80% от импортного, раньше наши были вдвое дешевле», – говорит менеджер компании – дилера «Тверского экскаватора». Самая распространенная модель тверского завода стоит, по его словам, 3,1–3,2 млн руб., импортный аналог – от 4 млн руб.