Деньги на ветер

«Транснефть» в I квартале увеличила чистую прибыль по МСФО на 81%, несмотря на рост операционных затрат в 1,5 раза. Ее командировочные расходы возросли из-за продажи самолета

Транснефть» отчиталась за I квартал по МСФО. Рост затрат оказался беспрецедентным: +51% (с 40,4 млрд до 61 млрд руб.), выручка увеличилась на 21% (с 85,2 млрд до 102,8 млрд руб.), а чистая прибыль – на 81% (с 19,1 млрд до 34,8 млрд руб.).

Росту доходов «Транснефть» обязана увеличением тарифа (в среднем на 30% по сравнению с I кварталом 2009 г.) и объемов перевозок (112,5 млн т за январь – март). Показать значительный рост чистой прибыли компании удалось только за счет сокращения убытка от курсовых разниц (с 33,15 млрд до 10,97 млрд руб.), говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

Увеличение операционных затрат (+51%) оказалось самым значительным за последние восемь лет. Главная статья расходов «Транснефти» – на оплату труда (около трети всех издержек компании). Рост показателя тоже оказался рекордным – 56% (с 10,5 млрд до 16,4 млрд руб.).

Причину представители «Транснефти» не комментируют. Источник, близкий к компании, утверждает, что затраты увеличились из-за роста командировочных расходов в связи со строительством ВСТО-2. Раньше у компании был свой самолет, что позволяло экономить, но в прошлом году «Транснефть» его продала, говорит собеседник «Ведомостей».

Какой самолет стоял на балансе компании, за сколько и кому он был продан, представители «Транснефти» не комментируют. В декабре 2005 г. канадская Bombardier объявляла о покупке «Транснефтью» бизнес-джета Bombardier Global Express (TNR номер 9159). Cумма сделки не раскрывалась. По оценке руководителя аналитической службы «Авиа порт» Олега Пантелеева, ориентировочная стоимость такого самолета – $45 млн.

До апреля 2009 г. бизнес-джет числился за «Транснефтью» в реестре финского агентства по транспортной безопасности (Trafi). Оператором выступала Airfix Aviation, подконтрольная International Petroleum Products (IPP) Геннадия Тимченко (в управлении у компании находятся также суда «Роснефти» и «дочек» «Газпрома»). Финский оператор и сейчас управляет бывшим самолетом «Транснефти». Последний рейс он выполнил 15 июня по маршруту Санкт-Петербург – Будапешт. Владеет ли Airfix Aviation этим самолетом, неизвестно, связаться с представителями компании не удалось.