Вектор


Эффект масштаба

Чиновники продолжают спорить, сколько акций «Транснефти» стоит продать в ближайшие три года: самый консервативный вариант у Минэнерго (3% капитала), самый радикальный – у Минфина (до 27,1%). Но сама монополия не хочет приватизации. «Это было бы самое ужасное для «Транснефти», – заявил в пятницу ее президент Николай Токарев, приведя сразу три аргумента. Есть обязательства перед держателями евробондов: если доля государства в «Транснефти» опустится ниже 75%, те могут предъявить к досрочному погашению $4 млрд, придется перекредитовываться на более жестких условиях. Могут также снизиться рейтинги «Транснефти» (ведь сегодня за компанией «стоит государство»). Наконец, крупную долю в «Транснефти» может собрать какая-нибудь нефтяная компания, получить место в совете директоров и «диктовать тарифы». И вообще «Транснефть» не собирается резко увеличивать дивиденды даже после завершения главных строек – ВСТО и БТС-2, заключил Токарев, как бы дав понять, что, даже если приватизация будет, вряд ли на акции монополии будет большой спрос: «Мы не станем превращаться в дойную корову [для миноритариев]». Все, конечно, не так страшно. Об изменении ковенант по евробондам можно договориться (у Газпромбанка тоже были ограничения на сокращение доли «Газпрома», но он спокойно это уладил). Рейтинг на уровне суверенного есть и у «Газпрома» (хотя госпакет в нем – чуть больше 50%). Лоты с акциями «Транснефти», продаваемые «в одни руки», можно ограничить; плюс ни одна российская (да и иностранная) нефтяная компания не рискнет диктовать что-то «Транснефти». Германская E.On много лет имела представителя в совете «Газпрома» и ни разу ничего ему не диктовала. А вот намек про дивиденды рынок сразу понял: сразу после него «префы» «Транснефти» потеряли на ММВБ 1,2%.

Французский ритейлер Carrefour готов подумать о возвращении на российский рынок. Компания хотела бы вернуться в Россию, признался на прошлой неделе гендиректор Carrefour Ларс Олофссон. Французский ритейлер одним из последних пришел на российский рынок – только в 2009 г. И в отличие от своего соотечественника Auchan действовал осторожно, если не сказать сверхосторожно: открыл по одному гипермаркету в Москве и Краснодаре и подписал несколько договоров аренды помещений. Но год назад компания неожиданно призналась: стать лидером в России не получится, поэтому бизнес решено продать (акционеры поставили перед Олофссоном задачу быстро нарастить стоимость компании и предоставили решать, как этого добиться). О причинах ухода Carrefour говорили разное: и что бизнес Carrefour в России слишком мал, чтобы давать весомые аргументы в переговорах с поставщиками, и что французов всерьез напугал закон о торговле. «Если мы вернемся в Россию, это произойдет путем поглощения. В прошлом году я вышел из дела, потому что победить с мелким пистолетом, когда против тебя большие орудия, невозможно», – признался на прошлой неделе Олофссон. Посмотрим, из оружия какого калибра Олофссон готов выстрелить на этот раз.

«Транснефть» предупредила