Социальная солидарность

В середине 1990-х гг. сервисы обмена мгновенными сообщениями произвели революцию в виртуальном общении. Теперь, чтобы выжить, им приходится встраиваться в социальные сети

Первым по-настоящему популярным мессенджером стала ICQ – детище израильской Mirabilis, – запущенная в 1996 г. Уже к концу 1997 г. ICQ набрала 7 млн пользователей. Неплохой показатель, учитывая, что вся аудитория интернета составляла тогда, по данным IDC, около 70 млн. В 1997 г. свой AOL Instant Messenger запустила американская AOL, а годом позже она же за $407 млн приобрела ICQ.

Сейчас самый популярный в мире мессенджер – Windows Live Messenger от Microsoft (более 300 млн пользователей в июле), за ним идут AOL и Yahoo!. А вот первооткрыватель этого жанра – ICQ, войдя в AOL, проиграла битву своему сестринскому сервису, и ее основная аудитория сосредоточилась в Израиле, Чехии, России и Турции.

Пользователи уходят

Но популярность классических мессенджеров в мире падает. Только за последний год их аудитория сократилась почти на 15% до 539 млн пользователей. Основная причина – появление большого числа конкурирующих сервисов, в основном социальных сетей, взявших на себя функции мессенджеров, объясняет старший менеджер по развитию Comscore в Европе Оснат Зарецки. Аудитория интернета тем временем увеличилась на 110 млн до 1,261 млрд человек. Если в июле 2009 г. мессенджерами пользовалось 46,8% интернет-аудитории, а соцсетями – 66,9%, то год спустя это соотношение составляло уже 37,5 и 74,9% соответственно, говорит она.

Особенно популярны мессенджеры в Мексике, Вьетнаме, Турции и Бразилии, следует из данных Comscore. Причем аудитория, например, Windows Live Messenger в разных странах ведет себя по-разному, рассказывает директор департамента потребительских продуктов и онлайн-сервисов Microsoft в России Павел Черкашин: в Латинской Америке наблюдается 10,5%-ный рост числа пользователей, на Ближнем Востоке и в Африке – 4,5%-ный, а в Европе и Северной Америке аудитория, наоборот, сокращается (за год с июля 2009 г. – на 14,5 и 8,5% соответственно, оценивает Comscore).

Большинство социальных сетей предлагает функции для общения, сопоставимые с мессенджерами, и нет смысла использовать дублирующие друг друга решения, соглашается предправления «Финама» Владислав Кочетков. Мессенджеры перестают быть самостоятельным сервисом, интегрируясь с другими проектами, говорит он. Выживут только кросс-платформенные мессенджеры, которые поддерживают общение не только с друзьями из других мессенджеров, но и с пользователями социальных сетей, считает представитель «В контакте» Владислав Цыплухин. У этой сети встроенного мессенджера пока нет, но ее пользователи могут пообщаться, подключившись через протокол обмена сообщениями XMPP (Jabber). Ежедневно его использует около 70 000 человек – не очень много (вся аудитория «В контакте» в июле составляла 19,3 млн человек, по данным TNS), но таких людей все больше, говорит Цыплухин.

Пора объединяться

Российская аудитория интернета выросла с июля 2009 г. по июль 2010 г., по подсчетам Comscore, на 31% до 43,3 млн пользователей. А ряды пользователей пяти самых популярных мессенджеров («Mail.ru агент», QIP, ICQ, Skype и Windows Live Messenger) – только на 7% до 22,5 млн. Аудитория «Mail.ru агент» растет благодаря расширению его возможностей и интеграции с другими сервисами Mail.ru, говорит вице-президент Mail.ru Анна Артамонова. Мессенджер встроен и в электронную почту, и в социальную сеть «Мой мир@Mail.ru», прямо из «Агента» можно выкладывать посты в микроблог. Кроме того, «Mail.ru агент» позволяет отсылать бесплатные sms-сообщения, делать голосовые и видеозвонки. QIP (принадлежит РБК) помимо звонков поддерживает передачу сообщений в Facebook, Twitter, «В контакте». В новый Windows Live Messenger, по словам Черкашина, тоже интегрированы Facebook и MySpace и список будет расширяться.

Большинство мессенджеров не монетизируется напрямую, а используется как дополнение к другому сервису, часто – к почте, что удобно для пользователей, добавляет представитель «Яндекса». Мессенджер «Яндекса» «Я.Онлайн» как раз служит дополнением к «Яндекс.Почте», его основная функция – уведомлять о новых письмах. «Я.Онлайн» работает на Jabber-протоколе, поэтому общаться через него можно не только с пользователями «Яндекса», но и с пользователями других Jabber-клиентов (QIP Infium, LJ Talk и др.).

Без интеграции с другими массовыми сервисами мессенджеры рискуют остановиться в развитии, предупреждает Кочетков из «Финама». «По моим наблюдениям, мессенджеры сами по себе уже особенно никого не увлекают: социальные сети – более свежий тренд, и все строится вокруг них, – рассказывает соучредитель проекта GreenfieldProject (организует встречи стартапов c потенциальными инвесторами) Петр Татищев. – Люди поняли, что делать полноценные мессенджеры с нуля не очень рационально, и занимаются разработкой клиентов для социальных сетей, которые будут больше похожи на традиционные мессенджеры».

Возможно, поэтому уже сократилась аудитория ICQ, пользователи которой лишь недавно получили возможность писать сообщения прямо из клиента в Facebook и Twitter. Правда, ситуация наверняка изменится с покупкой этого мессенджера российской компанией Digital Sky Technologies (DST, которая одновременно контролирует Mail.ru и соцсеть «Одноклассники». Совокупная аудитория мессенджеров DST в России составила в июле 14,4 млн пользователей, из них 11,3 млн – аудитория «Mail.ru агент», оценивает Зарецки из Comscore; это 33% всей интернет-аудитории старше 15 лет.

Своим путем

Удачным примером интеграции онлайн-сервисов может служить китайский медиахолдинг Tencent, объединяющий самый популярный в этой стране мессенджер QQ (612,5 млн пользователей), соцсеть QZone и игровые сервисы. Эта интеграция интересным образом сказывается на монетизации Tencent. По данным отчетности холдинга за первое полугодие 2010 г., 77% выручки принесли ему платные интернет-сервисы (в том числе игры), еще 14% – мобильные сервисы и лишь 9% – реклама. ICQ же, например, зарабатывает пока в основном на рекламе.

Но повторить китайский опыт на более конкурентных рынках будет сложно, считает Кочетков.

Отдельный феномен – Skype, появившийся в 2003 г. и перевернувший все представления об общении в интернете. Свою аудиторию Skype оценивает в 560 млн человек по всему миру – больше, чем у всех мессенджеров, вместе взятых. Но Comscore и не включает Skype в список классических мессенджеров: этот сервис стоит особняком, обмен сообщениями – лишь одна из его многочисленных функций. По данным Comscore, в июле сервисами Skype (обмен сообщениями и звонки) пользовались 161,9 млн человек, из них 18 млн – только для переписки.

В России, по данным Comscore, Skype показал с июля 2009 г. по июль 2010 г. самый большой рост аудитории – 116% (до 13,245 млн). Для Skype Россия – один из самых быстрорастущих рынков, говорил недавно «Ведомостям» президент этой компании Джош Сильверман.

Вопрос монетизации актуален и для Skype: из 560 млн его пользователей платят за звонки только 8 млн. Но интегрироваться в другие сервисы Skype не спешит. Он предпочел освоить корпоративный рынок с помощью сервиса Skype Connect, интегрирующего мессенджер с офисной мини-АТС. Правда, развивать этот бизнес Skype будет, возможно, не в одиночку. Недавно авторитетный техноблог Techcrunch сообщил, что переговоры о покупке Skype ведет производитель сетевого оборудования Cisco.