В Центральном доме художника открылась 14-я выставка "Арт Москва"

«Арт Москва» этого года похожа на памятник самой себе в лучшее для нашего современного искусства время, которое то ли прошло, то ли еще не наступило

В этом году «Арт Москва» начинается, как давно уже повелось, за здравие. Ее по обычаю открывают флагманы московского галерейного мира: ХL выступила, как всегда, умно – показала музейно-исторические фотографии Олега Кулика и Бориса Михайлова и еще по работе своих уже знаменитых художников. «Айдан» выглядела, как всегда, роскошно, несмотря на то что в центре красовались пустые рамы и проволочные туфли Анны Жёлудь.

Но «как всегда» заканчивалось на входе.

Дальше должны были идти Марат и Юля Гельман с развернутым показом своих актуальных художников, но галеристы только всех рассмешили известной, хотя и обновленной дразнилкой «Синих носов», опасно шуткующих с изображениями первых лиц государства. Затем на ярмарке не оказалось нескольких важных московских галерей – «Риджины», например. Правда, «Триумф» показался, как любит, вальяжно, словно денежные потоки льются ему из крана галереи. Но, возможно, впечатление навеяли картины вечного счастья из «Пира Трималхиона» группы АЕС. Жемчужина триумфовского выступления – очень старая картина Яна Брейгеля, многочисленные персонажи которой недавно дорисованы братьями Чепмен, отчего она стала выглядеть картиной Босха. Этот симбиоз старого искусства и невероятной современной наглости оценен в 750 000 евро.

Организатор ярмарки – компания «Экспо-парк» утверждает, что в этом году в «Арт Москве» участвуют 37 галерей из 14 стран. И хотя все эти страны перечислены, все равно кажется, что иностранцев очень мало. Отчасти потому, что некоторые гости – Knoll Gallery, например, Forsblom Gallery – давно с нами. Первая украшает выставку музейного уровня желтой скульптурой Тонни Крега, вторая – легкомысленной синей скульптурой Кейта Харринга ($500 000). Уже знакомого нам виртуоза манипуляций с фотографиями Ральфа Касперса показала Frolov Gallery, его работы стоят около 50 000 евро.

Из новичков привлекает внимание японская галерея Shiraishi, здесь показывают коммерческие, но приятные глазу картины, созданные современными художниками при помощи традиционных техник. Под каждой – крупно выписанная цена, не дотягивающая до 200 000 евро.

Еще на нынешней «Арт Москве» заметно прибавилось фотографий, классических, а не преображенных в современное искусство. Галерея «Победа» показала фрагменты несколько гипотетических коллекций на разный хороший вкус и достаточно толстый кошелек. Маленькие декоративные работы Майкла Кенна тут ценят больше $1000, а покупать их надо несколько. Возможно, лучше купить в «Глазе» меньшую тиражом и более знаменитую Сару Мун (8000 евро).

Если относиться к каждой «Арт Москве» как к барометру арт-рынка, то, конечно, сегодня здесь грустно. Галереи показывают себя на ярмарке как в музее, словно и не думают о том, что надо ведь и продавать. Но и грустить не стоит, в нашем современном искусстве еще есть что продать, было бы кому.