Въезд на рынок

Прокуратура хочет обязать мэрию Ростова провести наконец конкурс на право обслуживать городские пассажирские маршруты – уже третий год доступ на этот рынок годовым объемом свыше 4 млрд руб. закрыт для новых игроков
А. Мартыненко

Прокуратура Ростовской области обратилась в арбитражный суд с требованием обязать мэрию Ростова провести конкурсы на право обслуживания городских маршрутов, сообщила пресс-служба ведомства. Конкурс проводился в начале 2005 г., по его итогам девять перевозчиков получили доступ к пассажирскому обслуживанию населения на три года, с 2008 г. эти договоры с мэрией незаконно продлевались без проведения новых конкурсов, говорится в сообщении ведомства.

«Действующие договоры с перевозчиками не подразумевают денежных отношений, т. е. в городской бюджет они ничего не платят», – рассказал начальник управления облпрокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства Юрий Салютин. Из-за того что не проводятся конкурсы, рынок перевозок в Ростове монополизирован, считает прокуратура.

«В июле прокуратура вынесла представление на имя мэра Ростова с требованием провести конкурс, администрация его удовлетворила, но конкурсы так и не провела, поэтому в начале октября мы обратились в суд», – сообщил Салютин. Представление касалось маршрутов, принадлежащих компаниям РГАТП-1, АТП-5, РГАТП-3, «АТП-3 Транссервис», ТК «Ростов-авто», ТК «Автолайн», ТК «Транс-экспресс», РТК «Русэлтранс», «Янтарь-1» (см. таблицу), говорит он. Муниципальные предприятия («Ростовпассажиртранс» и РТК) также получили разрешение на перевозки вне конкурса, по ним мы рассматриваем вопрос отдельно, добавил Салютин.

Городской департамент транспорта на запрос «Ведомостей» не ответил.

«Договор с нами каждый год пролонгируется автоматически, не знаю, почему конкурсы не проводились», – говорит гендиректор «АТП-3 Транссервис» Вячеслав Караев. «Все конкурсы – чисто техническая процедура, от их проведения ничего не меняется, маршруты давно поделены, желающих выйти на этот рынок нет», – говорит директор фирмы-перевозчика.

В законе о госзакупках прямо не говорится, может ли госзаказчик в случае истечения срока госконтракта не проводить торги, а просто продлить договор, говорит старший юрист адвокатского бюро «Юг» Сергей Радченко. Но признается, что в судебной практике, если договор необходимо продлить, должен заключаться новый договор, для чего необходимо проводить конкурс. Поэтому иск прокуратуры не лишен перспективы, полагает он.

По данным ростовской мэрии, ежегодно большие автобусы перевозят 236,64 млн пассажиров, троллейбусы – 16,7 млн, трамваи – 16,74 млн, маршрутки – 72,32 млн. Объем рынка исходя из стоимости проезда составляет 4,24 млрд руб.