Нам бы в небо

С февраля 2011 г. авиакомпания «Трансаэро» будет показывать на своих рейсах и корпоративных мероприятиях художественный фильм «Другая жизнь». Он снят в рамках программы распространения идеи волонтерства
Пилот «Трансаэро» Евгений Богач уверен, что у детей, страдающих онкологическими заболеваниями, можно поучиться каждую минуту жить изо всех сил/ А.Махонин

Главным героем короткометражной киноленты «Другая жизнь» стал один из активных волонтеров, пилот Евгений Богач. В фильме рассказывается, как он после работы бежит к детям, больным раком, оставляя любимой девушке выбор ждать его или присоединиться. В реальной жизни у Богача все благополучнее, а его жена и пятилетний сын также активисты-волонтеры. «Если начнешь заниматься этим, потом не бросишь», – говорит летчик.

Программа волонтерства в «Трансаэро» действует с 2008 г., сейчас у нее 25 активных участников из числа штатных сотрудников, а вместе с членами их семей более 300 человек (всего в компании работает около 5000 человек, но программа действует пока только в Москве). Они общаются с больными детьми, рассказывают об авиации и самолетах. В этом году в офисах и бизнес-залах компании в аэропортах установлены боксы для добровольных пожертвований. «Делая добрые дела, мы в первую очередь распространяем информацию среди наших сотрудников и клиентов, как к ним можно присоединиться», – рассказывает Елена Журавлева, ведущий специалист по социальным проектам «Трансаэро». Для этого был снят короткометражный фильм с участием Богача. Кинематография оказалась делом увлекательным и для волонтеров, и для подопечных детей: сейчас они участвуют в производстве мультсериала об истории авиации.

Программное заявление

Волонтерская программа – не единственная у «Трансаэро». «Компания проделала путь от благотворительности по запросам до стратегических социальных инвестиций, когда в 2007 г. были закреплены приоритеты благотворительной и социальной политики», – говорит Журавлева. В том же году началась первая комплексная программа «Назад в будущее», направленная на лечение и реабилитацию детей с онкозаболеваниями. Именно этот проект занял первое место в исследовании «Корпоративная благотворительность в России – 2008», которое проводят «Ведомости» с PWC и «Форумом доноров». Суть программы в том, что каждое лето и зиму компания организует на базе одного из подмосковных санаториев оздоровительный лагерь для детей, перенесших онкологические заболевания, и их родных. За четыре года реабилитацию прошли 500 детей (данных за 2010 г. пока нет). Сумма, которую «Трансаэро» выделяет для этого, выросла с 270 000 руб. в 2006 г. почти до 1 млн руб. в 2010 г. Еще более 11 млн руб. – квота на авиабилеты, за счет которой дети из регионов России, прежде всего Сибири и Дальнего Востока, а также стран СНГ бесплатно летают на лечение в клиники Москвы, Санкт-Петербурга, Израиля, Германии и других стран. Часть социальных билетов предназначена для врачей, которые перевозят донорский костный мозг и проводят мастер-классы для повышения квалификации медперсонала в регионах.

К этой программе добавились другие – содействия развитию детского здравоохранения, поддержки культуры и искусства, адаптации авиационных услуг для людей с ограниченными возможностями.

Последний проект был создан в 2008 г. совместно с фондом «Перспектива» и начинался как бесплатные перевозки инвалидов. В конце 2009 г. компания первой в России приобрела специальные кресла и кровати, в которых люди с ограниченными возможностями могут передвигаться во время полета. Сейчас они имеются в каждом самолете «Трансаэро».

Вместе с бизнесом

«В своей политике корпоративной социальной ответственности (КСО) «Трансаэро» руководствуется теми же принципами, что и при реализации бизнес-проектов. Социальные проекты должны быть интегрированы в основную деятельность компании, они не направлены на получение дополнительной прибыли, однако их реализация приводит к возникновению не только эффекта социального, но и бизнес-эффекта», – рассказывает Журавлева.

Оценка социального и бизнес-эффекта проектов является обязательным этапом их реализации, говорит она. Главное – оказал ли проект ощутимое влияние на целевую группу, каков был репутационный эффект (количество упоминаний, экспертных публикаций, узнаваемость проекта и т. п.) и число привлеченных партнеров под реализацию проекта.

По всем этим показателям Журавлева и ее руководство оценивают работу в рамках КСО как успешную. Число благотворительных фондов – партнеров «Трансаэро» выросло (сейчас их пять), вместе с ними растет количество вовлеченных в проекты компании людей и сотрудников-волонтеров. Основная цель, к достижению которой стремится «Трансаэро», реализуя программу «Назад в будущее», – увеличение процента выздоровления детей с онкологическими заболеваниями и повышение доступности лечения в столичных и зарубежных клиниках. И здесь зависимость между программой и выздоровлением прямая, говорит Журавлева: «Мы часто перевозим детей на поздней стадии онкозаболеваний, поэтому для них программа – последний шанс».

О каком-то другом бизнес-эффекте речи пока не идет, говорит она. Правда, прибыль компании в последние три года растет (136 млн – в 2007 г., 226 млн – в 2008 г. и 526 млн – в 2009 г.), но вряд ли на это повлияла благотворительность – комплексная программа не так давно началась, считает Журавлева.

Все не как у всех

На Западе 77% руководителей ожидают, что КСО существенно повлияет на их бизнес в ближайшие семь лет. Об этом говорят данные опроса компании Grant Thornton. Они выделили три главных преимущества социально ответственной компании: благосклонное общественное мнение, лучшие отношения с клиентами и конкурентное преимущество при поиске и найме талантливых сотрудников. Журнал Economist провел исследование мнений более 1200 первых лиц крупнейших мировых компаний (2008 г.), которое подтвердило наличие связи между КСО и капитализацией компании. В результате исследования была выявлена корреляция уровня КСО компании и стоимости ее ценных бумаг на бирже. Компании, которые высоко оценили собственные усилия в сфере КСО, в течение последних трех лет наблюдали рост прибыли на 16% и рост стоимости акций до 45%. Компании, которые проявили себя как наименее ответственные, за тот же период заявили о росте аналогичных показателей всего на 7 и 12% соответственно.

«Российское бизнес-сообщество постепенно приходит к пониманию того, что быть социально ответственным выгодно, но единого понимания этого термина пока нет», – считает Лариса Бендова, доцент международного института менеджмента «Линк». Школа бизнеса провела исследование, чтобы выяснить, что имеют в виду российские управленцы под термином «корпоративная социальная ответственность». Обзор публикаций в открытых источниках (всего 52 печатных издания и интернет-ресурса) за 2008–2009 гг. показал, что для 42% КСО – это спонсорство учреждений образования, культуры, спорта, а также помощь социально незащищенным слоям населения. В 26% случаях КСО ассоциировалась с экологическими программами, 21% публикаций был о программах, направленных на персонал. И только в 4% упоминаний речь шла о развитии отношений с потребителями и партнерами на основе этических принципов. Это в определенной степени коррелирует с анализом социальных отчетов 2008 г. 120 российских компаний, который был проведен Высшей школой менеджмента СПбГУ, ссылается Бендова. Анализ показал предкризисный количественный рост КСО-работы компаний без качественного развития этой активности.

Один из авторов этого исследования, директор Центра корпоративной социальной ответственности ВШМ СПбГУ Юрий Благов, оценивает опыт «Трансаэро» как один из наиболее успешных, поскольку компания рассматривает благотворительность в более общем контексте КСО и считает ее частью корпоративной культуры.

Наталья Каминарская, исполнительный секретарь «Форума доноров», отмечает, что для многих компаний в России является проблемой разработать собственную продуманную программу. Так, в исследовании корпоративной благотворительности этого года фактически все участники (45 из 53) указали, что имеют свою благотворительную программу, но описание конкретной работы у 40% содержало перечень поддержанных социальных учреждений или профинансированных акций, отмечает она. «Авиакомпании удалось сформировать репутацию социально ориентированной компании именно продуманным, комплексным подходом», – говорит Каминарская. – «Разные проекты у нее связаны между собой, дополняют друг друга. То, что компания осталась в первой пятерке в этом году (см. статью на стр. 17–18), подтвердило правильность ее подходов к организации корпоративной благотворительности. Ведь конкурс этого года был более жестким и по числу участников».