В главных ролях: Автокластер в Калуге – это уже реальность

Следующая важнейшая цель – не только производить в Калужской области автомобили и компоненты, но и разрабатывать их

Первым нашим прорывным проектом стало строительство завода по производству легковых автомобилей Volkswagen. В 2006 г. это событие отмечено как одно из важнейших достижений года в итоговом докладе Министерства экономического развития России. В 2007 г. решение о строительстве завода принял концерн Volvo Truck. И этот проект стал очень актуальным и своевременным для российского рынка, поскольку компания начала производить модели, не имеющие отечественных аналогов. Тем самым был восполнен существующий дефицит на рынке автомобилей подобного класса. И наконец, в 2009 г. начал воплощаться совместный французско-японский проект PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi. Параллельно с размещением автосборочных производств мы резервировали участки во всех индустриальных парках и для производства автокомпонентов.

Калужская область

Образована в 1944 г. Площадь – 29 800 кв. км. Население – 1 001 559 человек (на 1.01.2010). ВРП 2009 г. по оценке – 157,9 млрд руб.

Прежде чем достигнуть своего нынешнего состояния, наш автомобилестроительный кластер прошел путь эволюционного развития. И на этих этапах развития я очень коротко хотел бы остановиться.

Пока производственные показатели предприятий меньше, чем запланированные проектные мощности. В совокупности в 2010 г. в Калуге произведено около 115 000 легковых и грузовых автомобилей. Однако мы рассчитываем, что переход всех производителей на режим полного цикла производства и наблюдаемое оживление автомобильного рынка позволят в скором будущем выйти на суммарную производительность, как она и планировалась, 390 000 автомобилей в год. Другими словами, будет достигнута одна из целей федеральной стратегии развития автопрома, сформирован Центральный российский автокластер. Количественно этот второй по мощности кластер, объединяющий четырех производителей автомобилей и развитую сеть производителей автокомпонентов, к 2020 г. на предприятиях займет 20 000 человек, а объем производства удвоится и достигнет 800 000 (вместе с «Автофрамосом»).

Инвесторы – любимые дети

Очевидные успехи Калужской области в этом направлении – это не случайность или везение, а результат нашей последовательной и целенаправленной работы по формированию привлекательного инвестиционного климата. Многие инвесторы считают, что бизнес в России вести сложно. Однако наш опыт разрушает эти стереотипы о коррупции, бюрократии и неустойчивости законодательной системы. Наша инвестиционная философия проста и понятна для всех. Мы заботимся об инвесторах, я бы даже не постеснялся сказать, как родители заботятся о своих детях. Причем как хорошие родители. Нашу заботу инвестор ощущает и когда только определяется с местом, и когда начинается стройка, и когда запускается производство, и когда это производство уже осуществляется. Калужская область стала первой по внедрению в России механизма создания индустриальных парков, который уже давно освоен во всем мире. Любой из наших индустриальных парков – это полностью подготовленный земельный участок со всей необходимой для реализации проекта инфраструктурой и коммуникациями. Задача инвестора – это определиться с выбором площадки, в каком из индустриальных парков он хотел бы разместиться. И как только он определился, по сути дела, в течение 10 минут завершатся наши переговоры – и он сразу может приступать к строительству. Такой подход позволяет нам реализовывать крупные и амбициозные проекты в короткие сроки. Для наглядности: завод концерна Volkswagen построен всего за один год. На год раньше запланированного. Немногим больше года прошло с начала строительства и до выпуска первого автомобиля на заводе Volvo. Всего девять месяцев продолжалось строительство завода PSA и Mitsubishi до момента начала производства автомобилей. Суммарный объем иностранных инвестиций в калужский автопром на сегодняшний день уже составил 61 млрд руб. Сейчас в намеченные сроки осуществляется локализация производства. К примеру, в новой модели Volkswagen Polo седан, поставленной на конвейер в августе этого года, локализация уже составляет 66%. Штамповка кузова для Polo полностью производится на российско-испанском заводе «Gestamp Северсталь Калуга», который мы, кстати, тоже открыли в 2010 г. Я с удивлением услышал при запуске подобного производства в Санкт-Петербурге, что это первый в России, что это Volkswagen получает оттуда штампованные комплектующие изделия. Это абсолютно неправильно, и Volkswagen обиделась на это, я хочу их защитить.

Площадки готовы

Мы готовы не только предоставлять нашим партнерам площадки по принципу greenfield, для сдачи в аренду мы строим помещения, спроектированные с учетом запросов инвесторов. И также их можем предоставлять. И, конечно, можем предоставлять braunfield, на наших существующих предприятиях много свободных производственных мощностей, в особенности на тех предприятиях, которые производят продукцию оборонно-технического назначения. Это тоже можно посмотреть.

И такое предложение, конечно же, интересно прежде всего малым и средним производителям автокомпонентов, которые обеспечивают процесс локализации. И, кстати говоря, многие этим пользуются. Например, Magna начинала производство именно таким образом.

Кадры и инфраструктура

Проект создания автомобильного кластера заставил нас заняться решением неотложных проблем и задач, которые сопутствуют реализации этих крупных проектов. Одним из самых серьезных вызовов была необходимость создания системы профессионального обучения и профессиональной ориентации. И серьезные шаги мы в этом направлении уже сделали: например, центр по подготовке кадров для работы в автомобилестроении выпускает около 1500 специалистов в год. Уже сейчас подготовлено около 4000 специалистов. В калужском филиале технического университета им. Баумана открыта специальность «автомобили и тракторостроение». Все учебные программы разработаны в тесном сотрудничестве с учетом потребности автомобилестроительных заводов. Причем обучение будет вестись по принципу так называемого дуального образования. То есть часть времени студенты будут обучаться в цехах на заводе Volkswagen (с этим предприятием уже достигнута договоренность), а часть – в стенах своего вуза. Скоро в Калуге также появится филиал Московского автомеханического института. У нас хороший потенциал, и мы хотим стать ведущим центром подготовки кадров для российской автомобильной промышленности. Решение кадрового вопроса мы видим не только в обучении местных жителей, но и в привлечении квалифицированных кадров извне. И надо сказать, что сегодня очень многие жители разных регионов страны с удовольствием к нам переезжают. Причем, что для меня еще более приятно, не только в собственно автомобилестроительное производство, но и в сопутствующие виды бизнеса. Например, я недавно посетил новый отель компании TUI и увидел, что директор по персоналу – симпатичная девушка – приехала к нам из Оренбурга и сказала, что она очень уютно чувствует себя в нашем городе.

Активное жилищное строительство ведется сейчас не только в Калуге, но и во всех городах и районах области, прежде всего на территориях вокруг индустриальных парков. В селе Воскресенское – это буквально в двух шагах от завода Volkswagen – построен мини-город: 1200 домов, три детских сада и вся сопутствующая инфраструктура. Там будут жить те, кто работает на заводе Volkswagen и на заводах, которые будут производить автокомпоненты. И это не единичный пример. В 2011 г. мы начнем реализацию программы «Жилье для профессионалов». Вообще, мы поставили задачу на 2011 г. ровно в 2 раза увеличить объемы жилищного строительства. Это именно в ответ на вызов времени, в ответ на то, что рынок жилья сейчас в Калуге очень активный. Сегодня даже за 60 000 руб. за 1 кв. м квартиру надо долго искать.

Принципиального решения потребует вопрос растущей нагрузки на инженерную и транспортно-логистическую инфраструктуру. Все крупные инвесторы, да и вообще все инвесторы, которые приходят в нашу область, среди первых ставят вопрос о необходимости возобновления регулярного воздушного сообщения на базе калужского аэропорта Грабцево. Аэропорт этот уже сейчас как юридическое лицо работает, он так и называется – «Международный аэропорт «Калуга». Управляющим директором этого проекта стал первый директор завода Volkswagen г-н Ленц. И я думаю, что это тоже дополнительный шанс для успеха этого проекта. По крайней мере все то, как сегодня происходит поэтапное решение вопросов, связанных с возобновлением деятельности этого аэропорта, позволяет нам говорить о том, что мы будем летать к концу 2011 г. внутри России и, может быть, к самому концу или в самом начале 2012 г. либо в самом конце 2011 г. мы начнем осуществлять и международные рейсы.

От сборки – к собственным разработкам

Объем иностранных инвестиций, вложенных за последние годы, превысил $3,7 млрд. По итогам I квартала 2010 г. мы занимали 1-е место в Российской Федерации по прямым иностранным инвестициям на душу населения. И по темпам роста экономики по состоянию на сегодняшний день мы занимаем 1-е место. Нашу модель привлечения инвестиций приводят теперь в пример на самом высоком государственном уровне. Хотя я не скрою, что еще несколько лет назад – я об этом нигде не рассказывал – меня очень серьезно критиковали на разных уровнях за то, что я отвлекаю финансовые ресурсы, занимаюсь не тем, чем надо, это должно быть само собой, это инвесторы сами должны все делать. И я всегда доказывал, что так не бывает и так не будет. Потому что опыт всех стран говорит об обратном. Но теперь, слава богу, легче, потому что теперь все говорят, что это так надо делать. Мы четко знаем, как должен развиваться наш автомобильно-строительный кластер, и стремимся к тому, чтобы не только производить, но и разрабатывать, создавая высокую добавленную стоимость нашим продуктам. То есть стать со временем и центром разработки и высоких технологий, и конструкций автомобилей.

Приоритетная задача сегодняшнего дня – это глубокая локализация, инвестиции, формирование условий для развития центра исследований и разработок. Мы сейчас все больше и больше говорим именно об этом. Мы ставим перед собой амбициозные цели – стать по меньшей мере вторым по объему выпуска автомобилей российским автомобилестроительным кластером. И центром инноваций в сфере производства автомобилей и автокомпонентов. Я приглашаю всех вас, уважаемые дамы и господа, присоединиться к нам и стать непосредственными участниками реализации намеченных планов. Я уверен, что наша совместная работа приведет к успеху.