Игроки: Российская турбина, локализуемый двигатель

НПО «Турботехника»

НПО «Турботехника» создано в 1989 г. по приказу Минавтосельхозмаша. Серийное производство агрегатов наддува начато в 1993 г.

Когда я начинал свою инженерную деятельность, мне приходилось заниматься тем, что я доказывал, зачем простому советскому человеку нужен турбонаддув. Сегодня этот вопрос не встает, и без турбонаддува сегодня не мыслятся ни автомобили, ни тракторы, ни тепловозы – никакое транспортное средство. Это понималось многими в конце 80-х гг., и в 1989 г. было создано наше предприятие, для того чтобы решать отраслевые проблемы. Потом – всевозможные кризисы, падения, нам пришлось три раза начинать все с нуля, но тем не менее сегодня мы имеем производство и довольно компактную структуру, состоящую из двух предприятий: одно – производственное, а второе – инжиниринго-маркетинговое. Специалистов, которые бы занимались практическим производством, и высококвалифицированных рабочих очень мало, и нам приходится самим этим заниматься. Кроме того, мы занимаемся еще и подготовкой классных инженеров, что очень важно. Текучесть кадров у нас практически отсутствует, и численность постоянно растет. Расположены мы в наукограде Протвино – это 70 км от того кластера, в котором мы с вами сегодня находимся. Очень удобное расположение: мы близки и к Калужской области, и с Московской находимся на границе, и с Тульской.

Наши основные партнеры – практически все автомобильные заводы Москвы, главный партнер – это Ярославский моторный завод, который, поработав с нами некоторое время, закрыл собственное производство турбокомпрессоров и сегодня ориентируется практически только на нас. И мы более 80% своей продукции поставляем этому заводу. Основные направления деятельности нашей компании – это разработка и производство агрегатов наддува и других систем двигателей, разработка жидкостно-масляных теплообменников, разработка и производство систем и агрегатов рециркуляции отработавших газов... Все связано с разработкой – на этом я хочу акцентировать ваше внимание, потому что мы производственная, но в то же время и инжиниринговая фирма. Турбокомпрессор, на наш взгляд, является очень и очень эффективным элементом локализации двигателей, поскольку его стоимость составляет 3–4% в цене двигателя. Каким бы образом ни считалась эта локализация при внедрении нового двигателя, это будет очень существенный вклад. Но что я хочу подчеркнуть: наш способ локализации несколько отличается от того способа, о котором сегодня говорилось, когда берется продукт, выпускавшийся на Западе, и воспроизводится здесь. У нас же по-другому: мы свой продукт приспосабливаем к локализуемому двигателю.