Традиции против молодости

Duke University по-прежнему лучший в мире на корпоративном рынке обучения. Но прямо у него за спиной растет новый молодой сегмент. Школы из Латинской Америки прокладывают себе дорогу в рэнкинг, а одна из них, обогнав Harvard Business School, стала в этом году третьей

Новый взгляд. Джон Келч

вице-президент и декан Ceibs, КНР. На быстро растущих азиатских рынках корпоративные клиенты не могут отправлять своих лучших сотрудников на длительные курсы. Поэтому подготовка топ-менеджеров должна давать максимальную отдачу на инвестиции в их обучение. Мы достигаем этого за счет сочетания глубины Китая с глобальной широтой.

Как составлялся рэнкинг

Ежегодный рэнкинг FT о программах для руководителей без выдачи диплома включает три рэнкинга: школ, предлагающих открытые тренинги (длительностью не менее трех дней); провайдеров программ для корпораций и комбинированный рэнкинг (см. стр. 13). Для того чтобы попасть в рэнкинг, бизнес-школа должна получить доход не менее $2 млн в год от проведения соответствующих программ. Корпоративные программы Рэнкинг составлен на основе двух онлайн-опросов – школ и клиентов. Бизнес-школы должны указать число своих топ-клиентов, которые затем приглашаются на онлайн-опрос о школе и ее программе. Различные аспекты программы оцениваются по 10-балльной шкале, в которой 1 балл соответствует оценке «неудовлетворительно», 10 баллов – «превосходно». Клиенты могут оценить работу второй школы, услугами которой они пользовались в прошлом году. В рэнкинге представлены три типа программ: стратегические, общие (по вопросам операционного управления) и функциональные (касающиеся определенного направления деятельности, например маркетинга). Опросам присвоен различный вес в соответствии со старшинством конкретного человека, ответственного за определение программы, и числом школ, программами которых воспользовалась компания. В этом году более 800 клиентов школ ответили на вопросы анкеты по первым 11 критериям, представленным в таблице. Это 80% окончательной оценки школы. Остальные пять критериев получены с помощью данных от бизнес-школ. Тренинги Рэнкинг также готовится по итогам двух онлайн-опросов: школ и слушателей программ. В 2011 г. в опросе приняло участие более 5500 участников, среди которых были как руководители компаний, так и простые служащие. Эти результаты используются для получения значений первых 10 критериев, на которые приходится 80% окончательной оценки. Данные от бизнес-школ используются для вычисления значений остальных шести критериев. Если школа принимала участие в опросах предыдущие два раза, для обоих рэнкингов года ранжируются по формуле 40:33:27. Результаты вычислений преобразуются в Z-показатели, которые затем взвешиваются. Окончательное место школы в рэнкинге определяется по сумме взвешенных Z-показателей. Общий балл вычисляется на основании усредненного Z-показателя школ, которые фигурируют в обоих рэнкингах.

Корпоративные программы

Программы Duke University сохранили за собой первую позицию в рэнкинге девятый год подряд, HEC-Paris осталась на 2-м месте. 3-е место теперь у бразильской Fundacao Dom Cabral (FDC), которая совершила впечатляющий скачок с 8-го места в 2010 г. (см. таблицу на этой же странице).

Школа, располагающаяся в штате Минас-Жерайс на юго-востоке Бразилии, впервые попала в рейтинг корпоративных программ для руководителей в 2004 г., заняв 39-е место, в 2009 г. она была уже 16-й. Продвижение FDC вверх в рэнкинге, основанном на данных опросов слушателей, говорит о том, что клиенты довольны тем, как школа разработала для них специализированную программу обучения, учтя специфику компании. Так, по качеству учебного процесса, сопровождению слушателей после окончания программы и соотношению цены и качества FDC заняла в рэнкинге 2-е место. Из 33 компаний, которые дали оценку ее кастоматизированным программам, 85% отметили, что воспользуются ее услугами вновь, оставшиеся 15% указали, что это «весьма вероятно».

Попадание школы из Латинской Америки в первую тройку отражает новую тенденцию: в сегменте программ для топ-менеджеров появился новый рынок. В 2000 г., когда рейтинг корпоративных программ был составлен FT впервые, в нем было всего две школы из Латинской Америки (LAE из Аргентины и Ipade из Мексики). В этом году их 11, причем четыре из них присутствуют также в рэнкинге открытых краткосрочных тренингов. Это очень молодой рынок: по данным школ из этого региона, более 75% их программ в 2010 г. были новыми, но рассчитанными на имеющихся (44%) или новых (31%) клиентов. Для сравнения: школы в Европе и Северной Америке более традиционны: старые программы занимают 58% их портфеля, постоянных клиентов среди слушателей – около 51%.

Открытые тренинги

Испанская школа бизнеса Iese возглавила список из 65 школ, поднявшись на одну позицию вверх по сравнению с 2010 г. Она также заняла 2-е место по качеству программы и сопровождению слушателей после ее окончания и 3-е – за приобретение новых знаний и умений.

Хуае Каральт, 42 года, консультант в области нефти и газа из Мадрида, прошел курс обучения в Iese по программе менеджмента продвинутого уровня. «Для таких программ важно, как они составлены, качество слушателей, уровень сети профессиональных контактов, которую можно создать за период обучения, а также непрерывный образовательный цикл. Школу Iese отличают превосходные результаты по всем перечисленным позициям. Помимо этого программа стала прекрасным тренингом интеллектуальных способностей», – рассказывает он.

В целом итоговая таблица рэнкинга (см. на этой же странице) отражает все более глобальный характер бизнеса: 65 школ-участниц располагается в 29 странах мира. Больше всего школ – 12 – из США. Великобритания и Франция – другие центры, где сосредоточено по семь школ, специализирующихся на тренингах. Из 65 школ, вошедших в итоговую таблицу, 55 предлагали по крайней мере один тренинг за границей. Причем европейские школы, которых более половины (31), больше ориентированы на проведение тренингов за границей в отличие от коллег из США, где 89% программ ориентировано на внутренний рынок. Школы из Латинской Америки провели в других странах 18% курсов.

Схожие региональные различия проявляются при сравнении доходов, полученных школами. В целом три четверти школ указали, что доходы от открытых тренингов в 2010 г. возросли в сравнении с 2009 г. Это прямо противоположно ситуации год назад, когда те же две трети школ сообщили о падении доходов. Но несмотря на рост доходов, выручка от открытых тренингов в мире в целом осталась ниже уровня 2008 г. (для школ с сопоставимыми данными).