Шут занял место короля

Предыдущие три части «Пиратов Карибского моря» никак не обошлись бы без капитана Джека Воробья. А вот четвертая часть без него ничего бы не потеряла
outnow.ch

Если предыдущие три фильма, снятые Гором Вербински, были историей о страстях и внутренностях – сердцах, скелетах и изнанке мозга, то «Пираты Карибского моря – 4», снятые Робом Маршаллом, – фильм о частях тела и особых приметах. Капитан Барбосса со времен третьих «Пиратов» превратился в верного слугу короля и потерял ногу, теперь ковыляет на деревяшке. Прекрасные русалки, наводняющие фильм, на суше быстренько отращивают стройные нижние конечности. Капитан Джек Воробей, убегая от преследователей по Лондону, запрыгивает в карету к пожилой леди (эти полминуты с Джуди Денч – лучшие в фильме) и целует ее в ухо. Впервые встречаясь с самозванцем, присвоившим себе имя и манеры Джека Воробья, настоящий капитан обращает особое внимание на самозванческие усы. Главного – и очень обаятельного – злодея зовут Черная Борода. Уши, ноги, руки, бороды, шляпы, хвосты. Из мрачной плутовской саги получился 3D-аттракцион «Наряди куколку».

Капитан Джек Воробей, бегая по Лондону и спасаясь от тюрьмы, выясняет, что кто-то от его имени собирает команду, чтобы плыть к Фонтану Вечной Молодости. Парочка погонь и драк – и вот Воробей уже на корабле, которым командуют зловещий гигант Черная Борода (великолепный Иан Макшейн) и его беспутная дочь Анжелика (Пенелопа Круз). Джек Воробей когда-то толкнул Анжелику на кривую дорожку похоти, лжи и обмана, и теперь бывшие любовники постоянно фехтуют и обмениваются едкими репликами («Ты всякий раз при встрече будешь чем-нибудь в меня тыкать?»). Черная Борода идет к источнику молодости, для чего ему нужна слеза русалки и две чаши с корабля-призрака. К тому же источнику по поручению британского короля стремится Барбосса. Джек Воробей во всем этом участвует – из страха или за интерес, хотя через пять минут после конца фильма уже непонятно – зачем.

Герой Джонни Деппа в предыдущих эпизодах развлекал публику мелким мошенничеством, размашистыми движениями и крупной любовью к «Черной жемчужине». Он притворялся второстепенным героем «Пиратов», но мы-то знали, кто тут главный. И вот наконец он стал настоящим капитаном Джеком Воробьем – сам превратился в сюжет и слегка растерялся. Шут занял место короля, а вместо законов начал издавать смешные звуки. Сначала это забавно. Потом становится скучно.

Режиссер и бывший хореограф Роб Маршалл делает чудесные мюзиклы («Чикаго», «Девять»). Похоже, он и к «Пиратам» подошел так же: герои выглядят убедительно, лишь когда бегут, плывут или дерутся (драка – ближайший аналог танца в фэнтези-фильмах), но когда они пытаются поговорить, хочется включить музыку погромче. Никакой страсти, никакой любви, Джек Воробей теперь и ненавидит с осторожностью – как плохому танцору, ему что-то мешает.

Из странностей – только переодевания. Напудренная рожа и откручивающаяся нога восхитительного Барбоссы (Джеффри Раш), накладные усы Джека-самозванца. Но, может, и хорошо, что четвертые «Пираты» уже не так мрачны и шизофреничны, как предыдущие серии. Это более детский фильм, и поэтому он заработает много пиастров. У русалок выдающиеся 3D-бедра, Пенелопа – красавица, Депп – лапочка, продолжение, судя по всему, следует, папа Джека Воробья (Кит Ричардс) появляется на минутку, пьет и исчезает. Хочется последовать его примеру.