Железная дорога: Без государства всех задач не решить

Прошедший 2010 год РЖД закончила с хорошими результатами. При росте промышленного производства на 8,2% грузооборот железнодорожного транспорта с учетом порожнего пробега приватных и арендованных вагонов увеличен на +10,1%.

ОАО «Российские железные дороги»

Железнодорожная монополия. Акционер – правительство России (100%). Финансовые показатели (МСФО, 6 месяцев 2010 г.): выручка – 650,97 млрд руб., чистая прибыль – 110,5 млрд руб.

В целом благодаря ускоренному росту грузовых перевозок РЖД смогла перевыполнить план по доходам на 2,5%. При этом за счет эффективного управления издержками и роста производительности труда себестоимость перевозок увеличилась только на 4,7% в сопоставимых условиях, что ниже инфляции.

Дополнительную прибыль компания смогла получить от внесения имущества в капитал дочерних компаний и реализации грузовых вагонов на аукционах в рамках реализации решений по реформированию отрасли. Полученный в результате рост прибыли позволил увеличить инвестиционный бюджет РЖД с 270,5 млрд до 317,3 млрд руб.

Для привлечения дополнительных частных инвестиций советом директоров компании утверждены концепция и план продажи акций дочерних обществ в 2010–2012 гг. Запланированные доходы от продажи пакетов акций в общей сумме более 132 млрд руб. позволят в 2011 г. отработать без убытков.

Холдинг РЖД уделяет серьезное внимание инновационному развитию на базе самых современных технологий. В октябре прошлого года состоялась презентация макета будущего российского поезда Siemens Desiro Rus, который мы назвали «Ласточка». В текущем году должны начаться испытания нового образца пассажирских вагонов габарита РИЦ, которые используются в международном сообщении железных дорог всех стран Европы и Азии. Это позволит значительно расширить географию международных пассажирских маршрутов. РЖД подписаны договоры с ЗАО «Трансмашхолдинг» и компанией «Альстом» на поставку в 2012–2020 гг. 200 двухсистемных скоростных пассажирских электровозов нового поколения ЭП20 с увеличенным в 2,5 раза максимальным пробегом по сравнению с существующим. Подписан контракт с совместным предприятием «Уральские локомотивы», учрежденным компанией Siemens и группой «Синара», на поставку 221 грузового электровоза с асинхронным тяговым приводом серии 2ЭС10. Все эти примеры свидетельствуют о существенных успехах в области инновационного развития в транспортном машиностроении нашей страны на основе международной кооперации.

Компания уделяет значительное внимание обслуживанию экспортно-импортных транспортных потоков и трансконтинентальных транзитных перевозок. В первую очередь это касается привлечения транзитных грузов на трансконтинентальное направление Восток – Запад, основу которого составляет Транссибирская магистраль. Мы разработали и внедряем специальную программу по формированию нового транспортного продукта «Транссиб за 7 суток».

Новые задачи

В то же время ускорение экономического роста в России требует опережающего развития транспортной инфраструктуры, для того чтобы в период подъема экономической конъюнктуры не образовался дефицит транспортных мощностей, который неминуемо станет тормозом развития экономики. И в решении этой задачи основная роль отводится государству как глобальному институту развития. Мы знаем, что государственное участие в развитии инфраструктуры во многих странах мира является мощным инструментом стимулирования экономики (Китай, Испания, Англия, Франция, Германия). Даже в ОАЭ, Вьетнаме, Камбодже ускорился процесс строительства и развития железных дорог. В США разрабатываются проекты строительства высокоскоростных магистралей с выделением государственных дотаций. И это не случайно – инвестиции в развитие железных дорог дают колоссальный мультипликативный эффект за счет роста спроса на высокотехнологичную продукцию и позитивного влияния развития транспорта на экономику.

ОАО «РЖД» доказало свою состоятельность в качестве надежного партнера государства – суммарный объем инвестиционной программы компании за семь лет превысил 1,7 трлн руб. Несмотря на очень напряженный бюджет РЖД 2011 г., компания запланировала инвестировать 349 млрд руб. в модернизацию, воспроизводство и развитие основных фондов. Это на 10% больше, чем в 2010 г. Однако выделяемых средств на развитие железнодорожной инфраструктуры недостаточно для обеспечения планируемой потребности экономики. Необходимо направить значительные инвестиции на масштабное развитие железнодорожной инфраструктуры, в первую очередь на направлениях:

1) обеспечивающих перевозки в порты Северо-Запада, Юга России и Дальнего Востока;

2) развивающих опорную транспортную сеть для освоения новых месторождений и создания промышленных зон в Западной Сибири и на полуострове Ямал, в Туве и в зоне Байкало-Амурской магистрали;

3) обеспечивающих реализацию экспортно-импортного и транзитного потенциала России с использованием Транссиба и улучшающих транспортное обеспечение Центрального региона и Московского транспортного узла.

Таким образом, до 2020 г. только на развитие железнодорожной инфраструктуры основных направлений сети требуется инвестировать более 2 трлн руб. в ценах 2010 г. Это колоссальные средства, но неосуществление таких капвложений приведет к реальному невывозу нескольких сотен миллионов тонн грузов в год.

Стратегическим направлением развития железных дорог является организация скоростного и высокоскоростного движения, в том числе по формированию единой сети скоростного движения в городах, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу в 2018 г. Однако необходима организация высокоскоростных перевозок на выделенных линиях, для чего необходимы значительные средства, изыскать которые в существующем инвестиционном бюджете компании не представляется возможным.

Для увеличения инвестиционных источников ОАО «РЖД» видит необходимость предпринять следующие шаги:

– во-первых, серьезно активизировать работу по приведению тарифов на грузовые перевозки к экономически обоснованному уровню и настройке тарифной системы под современные экономические реалии;

– во-вторых, разработать модель сетевого контракта – формализованной системы взаимоотношений между владельцем железнодорожной инфраструктуры общего пользования и государством как заказчиком необходимого уровня пропускных способностей национальной транспортной системы и обеспечить приток инвестиций в развитие железнодорожного транспорта;

– в-третьих, привлечь средства частных инвесторов за счет выпуска государственных инфраструктурных облигаций. Полученные средства станут дополнительным источником модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры, в первую очередь на приоритетных направлениях сети железных дорог.

Только совместными усилиями можно создать инфраструктурный базис для устойчивого роста экономики России.