Авиация: В авиастроении позитивные сдвиги

В 2006 г. мы приняли стратегию развития авиапрома до 2015 г. Цель стратегии – создание глобально конкурентоспособной отрасли на основе применения передовых технических решений, технологий и материалов с использованием современных цифровых технологий. Определяющая компонента развития авиационной промышленности – коммерческое самолетостроение (пассажирское и транспортное) – сегменты, в которых разрабатываются, обрабатываются и окупаются основные инновационные технологии. Главным параметром здесь выступает масштаб.

Ключевые задачи, определенные в стратегии: концентрация ресурсов государства и предприятий на приоритетных направлениях, создание эффективной структуры управления, предусматривающей консолидацию потенциала отрасли на прорывных направлениях.

В авиационной промышленности сейчас реализуются следующие инновационные проекты – по сути, целая когорта новых продуктов, создаваемых в принципиально новом технологическом укладе. Это SuperJet 100 – первая машина, спроектированная полностью в цифре, абсолютно технологически сопоставимая с западными аналогами. В том числе по части продвижения (российско-итальянское СП). В 2011 г. планируется начало реализации проекта SSJ-130NG. Это среднемагистральный МС-21 – проектируется в цифре, с разработкой новых технологий и применением новых материалов (черное крыло). Сейчас на Иркутском авиационном заводе осуществляется программа технического перевооружения и подготовка площадки для производства этого самолета. В 2009 г. завершена разработка эскизного проекта семейства самолетов МС-21. С 2010 г. начинается рабочее проектирование. Одновременно осуществляется разработка и освоение критических технологий создания перспективного двигателя тягой 9–18 т для указанного самолета.

Это перспективный транспортный самолет МТС (англ. MTA), который мы делаем вместе с коллегами из Индии. МТС в базовом варианте способен перевозить до 18,5 т грузов на расстояние до 2500 км. МТС можно будет эксплуатировать во всех регионах земного шара, в различных климатических и погодных условиях, днем и ночью, на аэродромах с искусственным покрытием и на грунтовых аэродромах. В конструкции машины максимально учитываются требования потенциальных заказчиков. МТС обладает грузовой герметичной кабиной с размерами поперечного сечения, идентичными тяжелому военно-транспортному самолету Ил-76МД, что позволяет использовать всю ту инфраструктуру погрузочно-разгрузочных, транспортировочных и десантных средств, применяемых в настоящее время.

Новый транспортный самолет на базе Ил-76, получивший индекс «476», спроектирован и будет производиться с использованием цифровых технологий и новейшего оборудования, имеет новации в конструкции, агрегатах, бортовом оборудовании, оснащен новыми двигателями. Эта машина рассчитана не только для интересов внутрироссийского рынка, но и на поставки за рубеж.

Таким образом, инвестиционный проект – запуск в серийное производство «Изделия 476» и его модификаций в интересах развития транспортной и военно-транспортной авиации – многоплановый и коммерчески перспективный.

Очень важен и проект модернизации Ан-124. Сейчас в этой нише позиционируется не имеющий конкурентов Ан-124-100 «Руслан», модернизация которого в вариант Ан-124-100М-150 обеспечит его высокую рыночную привлекательность еще как минимум на 20–30 лет.

Возобновление производства Ан-124 позволит России сохранить свое лидерство на рынке высокотехнологичных авиаперевозок уникальных негабаритных грузов, где доля отечественных авиакомпаний составляет сейчас 75%. В связи с объективной возможностью успешного и эффективного продвижения этих уникальных самолетов на мировой рынок планируется начать производство модернизированного Ан-124 в 2014 г. Заказчиками нового тяжелого транспортного самолета Ан-124-100М-150 будут не только гражданские авиакомпании, но и Военно-воздушные силы – возможно, и стран НАТО. Уже сейчас страны НАТО используют самолеты Ан-124-100 для авиаперевозок, так как альтернативы этим машинам нет и не будет еще многие годы.

Другой проект – Бе-200, который по ряду летно-технических характеристик не имеет аналогов в мире. Он является одним из наиболее необычных и многоцелевых самолетов, представленных за последние годы. Самолет способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Основными сферами применения являются охрана водных поверхностей, экологические миссии, тушение пожаров, перевозки пассажиров и грузов. Экспортная версия оснащена двигателями Rolls-Royce и «Эллисон». Первый полет прототипа Бе-200ЧС состоялся 24 сентября 1998 г. На Гидроавиасалоне в Геленджике 10 сентября 2010 г. самолет получил европейский сертификат, открывший ему европейский рынок.

Хочу отметить, что 22 марта 2011 г. корпорация «Иркут» представила наблюдательному совету проект конвертации пассажирских самолетов Airbus A320/A321. Кроме оснащения портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) Ульяновской области работа по конвертации самолета грузовым люком и усилению пола требует проведения тяжелой формы технического обслуживания (уровень D-check, фактически капитальный ремонт самолета) с выполнением большого числа доработок, поскольку конвертации будут подвергаться в первую очередь машины самого раннего выпуска с возрастом около 20 лет. По прогнозам представителей «Иркута» (базирующимся на оценке Airbus), спрос на такие конвертированные среднемагистральные самолеты до 2029 г. достигнет 50 бортов в год. Инвестиции в проект до выхода на самоокупаемость составят около 1,5 млрд руб.; выпуск первого переоборудованного самолета запланирован на 2013 г.

Помним мы и о местных линиях. Сейчас на Смоленском авиационном заводе освоен выпуск одномоторного турбовинтового самолета СМ-92Т «Турбо-финист» (5–6 пассажиров), разработанного НКФ «Техноавиа», который имеет сертификат типа АР МАК № СТ294-СМ-92Т от 18.12.2008. Также НКФ «Техноавиа» сейчас ведет разработку самолета «Рысачок» на 8–10 пассажиров, выпуск которого запланирован на производственных площадях ЦСКБ «Прогресс» в г. Самаре.

В Нижнем Новгороде также ведется подготовка производства сертифицированного АР МАК (сертификат типа № СТ265-Аккорд-201 от 27.02.2007) поршневого двухдвигательного самолета «Аккорд-201» (5–6 пассажиров), разработанного НПО «Авиа лтд.».

Для учета мировых тенденций по расширению интегрированной логистической поддержки высокотехнологичных изделий разработаны и совершенствуются методы и технологии перехода к продаже жизненного цикла продукции, что является необходимым условием обеспечения глобальной конкурентоспособности и приносит до 50% от общего объема выручки.

В целом в области авиационной деятельности происходят позитивные изменения, отмечается рост показателей в отрасли. Именно это позволило нам сформулировать обновленные основные стратегические цели отрасли, требующие достижения 10% доли мирового рынка продаж в гражданском и 14% в военном самолетостроении, а также 15% в вертолетостроении. Всем нам необходимо помнить, что данные цели могут быть реализованы только при активном внедрении инноваций.