Цены, вперед!

Иран, против которого введены международные санкции, удостоился похвалы МВФ за экономические преобразования. Правительство страны повысит цены на бензин в 4 раза

Иран растет

Из-за режима санкций правительство Ирана было вынуждено наращивать инвестиции, говорит президент Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. В ближайшие годы ВВП Ирана может расти не на 4–5, а на 7–8%, прогнозирует он.

В этом году Иран начал реформировать систему субсидий, позволяющих поддерживать цены на топливо на низком уровне. Это уникальная возможность реформировать экономику и ускорить темпы ее роста, пишут эксперты МВФ.

Бензин в Иране – один из самых дешевых в мире – 10 центов за литр, цены в Саудовской Аравии в 2 раза выше, в ОАЭ – в 4,8 раза, в США – в 7,8 раза, в России – в 8,6 раза, в Китае – в 11,4 раза (данные Германского общества по международному сотрудничеству и WSJ на конец 2010 г.). Поддерживая цены на низком уровне, Иран теряет $50–60 млрд в год.

Правительство Ирана намерено поднять цены на бензин в 4 раза, а чтобы население не пострадало, выделить прямые дотации – по $40 каждой семье ежемесячно, пишет WSJ со ссылкой на иранских чиновников. Помощь домохозяйствам обойдется бюджету в $30 млрд в этом году, поддержка компаний – еще в $10–15 млрд, оценил МВФ. В результате реформы доходы бюджета Ирана от продажи топлива вырастут в 3,2 раза, дневное потребление сократится на 17,8% (данные центробанка Ирана и МВФ). Правительство рассчитывает сэкономить $53 млрд в 2012 г.

Это будет самая стремительная хирургическая операция в экономике за всю историю Ирана, обещал президент Махмуд Ахмадинеджад в прошлом декабре. Началу реформы предшествовала мощная PR-кампания – от телевыступлений президента и чиновников до образовательных передач по радио, пишет МВФ. Населению разъясняли цели и преимущества новой системы субсидирования. При таких масштабных преобразованиях одна из главных задач властей – предотвращение волнений, отмечают эксперты фонда.

Решиться на реформы правительство вынудили санкции ООН и резкий рост цен на топливо, пишет WSJ. Хотя Иран на третьем месте по объему нефти среди членов ОПЕК, около 40% бензина страна закупает за рубежом из-за ограниченных мощностей переработки.

Энергетическое субсидирование – проблема, характерная не только для Ирана. В 2009 г. эти субсидии обошлись мировой экономике в $321 млрд, подсчитало Международное энергетическое агентство (МЭА, данные за 2010 г. пока не публиковались). Правительства должны сокращать субсидии, чтобы использование энергоресурсов было более эффективным, настаивал директор МЭА Набуо Танака.

Объем субсидирования в России – около $60 млрд, подсчитал директор IHS CERA Сергей Вакуленко. В отличие от России в странах ОПЕК топливо, которое население может купить почти бесплатно, все равно из-за квот нельзя продать на внешнем рынке, объясняет он.