Выгодная Швейцария

Каждый десятый выпускник магистерских программ по менеджменту 2008 г. открыл свой бизнес. Это самый большой за последние семь лет показатель. Эксперты связывают это с продолжающейся рецессией и сокращениями рабочих мест в крупных компаниях

В этом году Financial Times делает рэнкинг лучших магистерских программ по менеджменту (MiM), для поступления на которые необходим опыт работы, в седьмой раз и впервые французские школы уступили в нем 1-е место. Лучшая программа 2011 г. – в швейцарском Университете Санкт-Галлена.

Эта школа, дебютировавшая в рэнкинге FT в прошлом году сразу на 4-м месте, имеет очень высокий уровень удовлетворенности выпускников достигнутыми через три года после обучения результатами: 93% из них указали на то, что получение степени позволило им добиться своих карьерных и образовательных целей. У этого университета также лучшее соотношение цены и качества – показатель, который помогает сравнивать стоимость обучения с доходом, получаемым через три года после выпуска (см. таблицу на этой странице). Лонглонг Лай, выпускник этого университета 2008 г., согласен с тем, что в Санкт-Галлене можно получить лучшее образование по доступной цене. Пройдя 18-месячную стажировку в Цюрихе после учебы, теперь он работает в Великобритании в качестве внутреннего аудитора в Swiss Re. Всего в прошлом учебном году в магистратуре Университета Санкт-Галлена обучалось 34 студента, и это самый маленький по количеству слушателей участник рэнкинга.

Другие школы, впервые попавшие в рэнкинг в 2010 г., также улучшили свои позиции за год. WHU-Beisheim поднялась на 6-е место с 12-го, The Indian School of Management (Ахмедабад) переместилась на одну ступень выше, заняв 7-е место. Самый значительный рывок был совершен магистерской программой школы HHL-Leipzig Graduate School of Management, которая переместилась с 38-го на 19-е место.

Несмотря на то что французские школы сдали лидирующие позиции, в целом Франция по-прежнему занимает хорошие позиции. Из общего числа в 65 школ, вошедших в итоговую таблицу, 17 в основном базируются во Франции, а еще 13 находятся в Великобритании. Из 35 оставшихся участников рэнкинга только четыре школы не из Европы.

В то же время данные, предоставленные 5080 менеджерами, закончившими магистратуру в 2008 г., показывают, что влияние этого диплома выходит далеко за пределы Европы. Если в начале обучения в Европе проживало 86% поступивших, то через три года после окончания программы этот показатель снизился на 3%. Число выпускников, работающих за пределами Европы, увеличилось на 16%.

Широко распространено передвижение и в пределах Европы. Четверть выпускников, оставшихся здесь, спустя три года проживали в другой стране. Больше всего число обладателей диплома магистра по менеджменту выросло в Швейцарии – в три раза. На 2-м месте – Великобритания, где до начала учебы проживало 263 человека, спустя три года после окончания программы – уже 419. Во Франции, напротив, накануне обучения проживало 37% всех выпускников, что отражает долю французских школ в выборке FT, спустя три года после получения диплома – на 16% меньше.

Оценка стажировок

Программы MiM помимо традиционных лекций содержат много дополнительных компонентов. Среди них – стажировки, программы международного обмена, исследовательские проекты и учебные поездки.

Стажировки, согласно опросу школ, пользуются наибольшей популярностью: около двух третей выпускников прошлого академического года прошли стажировки в компаниях; при этом более половины выбрали для этого Северную Америку. В среднем стажировка заняла 41 неделю, и во французских и бельгийских школах это стало обычной практикой почти для всех. Зато в Великобритании ее проходит только 2%. Эта разница отражает более короткий срок обучения в магистратуре в Великобритании – один год против 21 месяца во Франции и 17 месяцев в Бельгии.

Зарубежные обмены, когда студенты в течение месяца или более учатся в зарубежных вузах, также очень распространены на программах MiM, их имело около 49% выпускников. Здесь снова впереди школы из Франции, где 65% выпускников участвовало в таких обменах. За ними следуют выпускники школ в Бельгии (50%) и Германии (49%).

Предпринимательский талант

Среди выпускников программ MiM 2008 г., опрос которых был проведен в 2011 г., 11,5% отметили, что открыли собственный бизнес. Это самый большой с начала составления рэнкинга показатель. Вероятность того, что выпускник создаст свою компанию, почти в 3 раза выше среди мужчин: 15,6% против 5,5% у женщин.

Больше всего предпринимателей в Чешской Республике. Около 30% чешских выпускников указали на то, что с момента окончания учебы в 2008 г. они основали свой бизнес. Несколько позади шведы с показателем 25%, за ними следуют индийские (21%) и польские (18%) выпускники.

Увеличение числа стартапов совпало с наступлением тяжелых времен на рынке труда. В то время как 91,5% выпускников 2008 г., занимавшихся поиском работы, нашли ее в течение трех месяцев после выпуска, для выпускников 2010 г. этот показатель упал до 88,1%, совпав с периодом экономической рецессии. Небольшие признаки улучшения ситуации все-таки есть: по данным бизнес-школ, 89,4% выпускников 2011 г. нашли работу за первые три месяца после окончания программы.

Как считали рэнкинг FT

Рэнкинг составляется на основании данных, полученных от школ и выпускников. Полученным данным присвоен различный вес:

20% средневзвешенная зарплата выпускников, т. е. средняя зарплата через три года после выпуска, скорректированная с учетом разницы в отраслях. 5% окупаемость расходов: место школы по росту зарплат выпускников, высчитывается как зарплата через три года после выпуска минус расходы на обучение. 10% карьерный рост: статус через три года после выпуска с учетом уровня должности и величины компании. 5% достижение целей: в какой степени выпускники достигли целей обучения по программе MiM. 5% эффективное трудоустройство: балл рассчитывается исходя из процента выпускников, которым удалось найти работу с помощью карьерного центра школы. 5% трудоустройство в первые три месяца: процент устроившихся на работу в первые три месяца; в скобках – процент выпускников, по которым школа предоставила эти данные. 3% женщины среди преподавателей. 3% женщины среди студентов. 1% женщины в руководстве. 5% иностранцы среди преподавателей. 5% иностранцы среди студентов. 2% иностранцы в руководстве. 6% процент преподавателей с докторской степенью. 10% международный опыт: насколько увеличился список стран, где работали выпускники программы сразу после окончания программы и сейчас. 10% международные курсы и практики, показатель, высчитываемый по четырем критериям, которые характеризуют интернационализацию в процессе обучения. 5% количество иностранных языков, которое слушатель должен знать по окончании программы.