Замена Нарышкина

Как стало известно «Ведомостям», совет директоров «Совкомфлота» может возглавить бывший полпред в Северо-Западном округе Илья Клебанов

О грядущем назначении Клебанова в «Совкомфлот» рассказали два источника – в Кремле и в окружении Клебанова. Представитель компании от комментариев отказался. Сейчас совет пароходства возглавляет руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, но президент Дмитрий Медведев летом распорядился заменить чиновников в советах госкомпаний на независимых директоров.

Клебанов лишь формально независимый директор, констатирует партнер ФБК Игорь Николаев. «Он человек из своего круга, питерский, почти всю жизнь занимал чиновничьи посты: вице-губернатора Санкт-Петербурга, вице-премьера правительства России, полпреда», – перечисляет эксперт. Никаких изменений в «Совкомфлоте» с приходом Клебанова ждать не стоит, а вот для него самого это назначение может означать финал карьеры чиновника, рассуждает Николаев.

Клебанов перестал быть полпредом в начале сентября (работал с 2003 г.): он освобожден от должности «в связи с переходом на другую работу». На этой неделе стало известно, что Клебанов может возглавить совет директоров банка «Возрождение», долю которого собирается купить самый богатый чиновник России Владимир Коган.

59-летний Клебанов давно хотел переехать в Москву, где у него семья, рассказывал ранее руководитель одного из крупных предприятий Петербурга. Он может перейти на работу в банк «Россия», совладельцы которого – Геннадий Тимченко и Юрий Ковальчук, не исключал федеральный чиновник – выходец из Петербурга. Корреспондент «Ведомостей» в сентябре видел Клебанова в обществе Тимченко.

«Совкомфлот» входит в пятерку крупнейших танкерных компаний мира, один из ее клиентов – нефтетрейдер Gunvor того же Тимченко. Пароходство прибыльно – выручка за первое полугодие 2011 г. составила $732,6 млн, чистая прибыль – $64,2 млн, и это несмотря на тяжелую ситуацию на рынке. «Совкомфлот» имеет «подушку безопасности» в виде индустриальных контрактов – когда судно строится специально под разработку конкретного месторождения и становится неотъемлемой частью проекта. Сейчас 25% выручки компании приносят именно такие контракты, говорил ранее сотрудник «Совкомфлота»; договор с фрахтователем заключается на несколько лет и по фиксированной ставке, так что никакие колебания рынка на нее не влияют. И портфель подобных заказов растет. Так, летом «Совкомфлот» победил в тендере «дочки» «Газпрома» – Gazprom Global LNG на долгосрочную аренду двух газовозов для перевозки СПГ как с действующих проектов «Газпрома» («Сахалин-2»), так и с новых. В 2017 г. «Газпром» планирует запустить СПГ-завод на гигантском Штокмановском проекте, плюс у концерна есть планы по строительству еще одного завода в районе Владивостока. «Совкомфлот» рассчитывает участвовать и в других СПГ-проектах, в частности в «Ямал СПГ», подконтрольном «Новатэку». Только в 2011–2013 гг. на заказ 22 новых судов будет направлено около $1 млрд, привлекать займы не планируется, заявлял президент компании Сергей Франк.

Правительство не первый год хочет приватизировать пароходство. 25% минус 1 акция планировалось продать на IPO до конца этого года, но из-за плохой конъюнктуры размещение было отложено (как минимум до 2013 г., говорил замминистра транспорта Валерий Олерский). Чтобы компания была более привлекательной для инвесторов, лучше, чтобы ее совет возглавил реально независимый директор, советует Николаев.