Перегретый керосин


Несмотря на сезонный спад авиаперевозок, керосин опять подорожал: с 10 по 14 октября в среднем по стране на 4% до 27 495 руб./т, сообщил ИАЦ «Кортес». В аэропортах Москвы стоимость топлива и вовсе подскочила на 11% до 29 700 руб./т. Это почти на 26% выше, чем в начале года. Средняя цена при заправке в крыло по всем аэропортам России осталась на уровне прошлой недели – 32 839 руб. за 1 т. Биржевые торги авиа-ГСМ практически не ведутся: так, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в этом месяце торги были лишь 12 октября и вчера. Цена топлива – 33 643 руб.

Неделю назад замминистра транспорта Валерий Окулов признал, что без Росрезерва керосина в Москве до конца октября не хватит. Тогда же пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил, что недостающее топливо будет напрямую выделяться перевозчикам (обычно оно шло нефтяным компаниям; запросы в Росрезерв направили ТНК-ВР, «Роснефть» и «Лукойл»). «Просят все [авиакомпании]», – заявил «Ведомостям» Песков, не уточнив названий перевозчиков. Но керосин пока не выделяется – механизм не разработан, добавил он. У «Аэрофлота», «Трансаэро» и «Ютэйр» проблем с топливом нет, утверждают представители компаний. «Идея выделять авиа-ГСМ непосредственно авиакомпаниям скорее хорошая, чем плохая, – меньше посредников, ниже цена», – добавляет представитель «Ютэйр».

Дефицит авиатоплива сохраняется, потому что продолжается формирование запаса зимнего дизеля, указывают участники рынка. Это и тянет вверх стоимость керосина, а заодно и летнего дизеля – на спотовом рынке за прошлую неделю он подорожал на 2% до 25 876 руб., говорится в отчете «Кортеса».

За ситуацией на рынке нефтепродуктов следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС): проводится мониторинг цен, возбуждаются дела, взимаются штрафы, перечисляет представитель ведомства. В 2011 г. возбуждено 83 дела, из них 50 уже рассмотрено; это заметно больше, чем годом ранее, отмечает он. Правда, реакция ФАС появляется примерно с полугодовым опозданием. Ведь надо собрать факты, говорит представитель службы. В начале года ФАС просила нефтяников не повышать цены на топливо, продолжает он: «Похоже, не все поняли, но будем работать».