Продажи вне магазинов удвоятся

Продажи вне традиционных магазинов – через интернет, автоматы, по почте и напрямую – за пять лет вырастут вдвое, ожидают эксперты Высшей школы экономики

На торговлю вне магазинов (в том числе прямые продажи, по почте, через интернет и вендинг – торговлю через автоматы) в 2010 г. приходилось всего 2,7% от оборота розничной торговли в стране – 394 млрд из 14,4 трлн руб. Но именно от нее, по прогнозу Высшей школы экономики (ВШЭ), стоит ждать самого быстрого роста во всем ритейле. По подсчетам ВШЭ, уже к 2014 г. оборот всей торговли вне традиционных магазинов вырастет по сравнению с 2010 г. на 56% – с 394 млрд руб. в 2010 г. до 616 млрд руб. в 2013 г. и 793 млрд руб. в 2015 г. При этом самым быстрорастущим сегментом станет интернет-торговля, оборот которой может увеличиться почти в четыре раза.

Эксперты ВШЭ по заказу Торгово-промышленной палаты оценили состояние и перспективы развития внемагазинной торговли. У «Ведомостей» есть презентация ВШЭ по этому вопросу, один из ее авторов подтвердил подлинность.

Львиная доля продаж вне традиционных магазинов пришлась на интернет-торговлю (49%), по 24% рынка занимали прямые продажи и торговля через почту, а 3% – вендинг. И именно интернет, как ожидает ВШЭ, будет наращивать объемы продаж быстрее всех.

У внемагазинной торговли оказался высокий иммунитет к кризису: по данным Росстата и Euromonitor, в течение 2005–2010 гг. объем всей российской розницы увеличился на 33%, при том что наибольший рост пришелся на докризисные 2005–2007 годы, а дистанционные продажи за это же время удвоились. Самая высокая динамика была у интернет-торговли (284%) и у продаж через почту (199%).

Рознице в целом на двукратные показатели роста никогда не приходилось рассчитывать. По прогнозу Минэкономразвития, оборот розничной торговли в России увеличится в 2011 г. на 5,3%. В 2012 г. министерство ожидает рост этого показателя на 4,9–5,5%, а в 2013 г. – на 4,8–5,3%.

Но участники интернет-рынка не разделяют оптимизма. «Мы склонны доверять более консервативным прогнозам ежегодного прироста интернет-коммерции в 30%», – говорит представитель крупнейшего интернет-магазина рунета Ozon.ru Михаил Осин. Оборот Ozon.ru в первом полугодии 2011 г. вырос на 36% до 2,4 млрд руб. Интернет-ритейлер «Ютинет.ру» надеется на лучшие показатели, чем в Ozon.ru, но более скромные, чем в ВШЭ: в презентации для инвесторов летом компания предсказывала рост рынка интернет-коммерции с 334 млрд руб. в 2011 г. до 543 млрд в 2013 г. Но только за девять месяцев этого года оборот «Ютинета» вырос в 2,7 раза до 1,48 млрд руб., сообщала компания.

А компании, специализирующиеся на прямых продажах, наоборот, оптимистичнее экспертов ВШЭ. Сегмент прямых продаж в последние годы растет на 6–10%, говорит президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева. И хотя динамика ниже, чем у интернет-торговли, она лучше, чем у традиционной розницы. «Динамика сильно зависит от настояния потребителей: товары, покупаемые у торговых представителей, не относятся к продуктам первой необходимости, и при появлении первых признаков кризиса покупатели сокращают расходы», – объясняет Шокарева. В 2010 г. объем рынка прямых продаж увеличился на 9% до 96 млрд руб., а в кризисный 2009 год рост составил всего 4%.