Земля под застройку в России значительно подешевела

Кризис сыграл на руку застройщикам, располагающим свободными средствами. Они могут купить участки под застройку гораздо дешевле, чем три года назад. Распродажи устраивают лендлорды, слишком много покупавшие до кризиса, и банки, получившие земли от плохих заемщиков

Группа компаний Etalon (в которую входит один из крупнейших застройщиков Санкт-Петербурга – «ЛенспецСМУ») никогда не была сильнее, чем сегодня. У нее на счетах около $650 млн, а долг к погашению до 2015 г. – $350 млн, сообщила компания. Это следствие фундаментальных изменений на земельном рынке. После кризиса 2008 г. многие владельцы земли конкурируют за возможность монетизировать эти активы, говорится в сообщении Etalon.

Оптовый рынок сегодня стоит, никто не решается на крупные покупки, говорит Цветков. Сейчас на земельном рынке в основном доминирует два типа сделок – переход банкам залогов от девелоперов или продажа доставшихся за долги объектов, констатирует эксперт. Со строительными проектами то же самое – это или размороженные после кризиса, или реализуемые банковскими девелоперскими структурами. Так, о продаже участков на Истринском водохранилище объявила компания «А1» (инвестиционное подразделение «Альфа-групп»). Это участки, полученные Альфа-банком в результате реструктуризации проблемных кредитов, говорит представитель «А1». По его словам, общий объем 34 земельных участков, продаваемых «А1», – 1037 га, размер 25 лотов, предлагаемых к продаже, – от 2,5 до 222 га, цена предложения – от $2500 до $5000 за сотку. Цветков оценивает стоимость участков от $400 (если это земли сельхозназначения без выхода к воде) до $5000–7000 (если речь идет о землях поселений с лесом и собственным выходом к воде) за сотку. При этом докризисная стоимость могла быть на 30–40% выше, заключает он.

После апрельского IPO в Лондоне Etalon уже приобрела три проекта общей площадью 518 000 кв. м – два в Санкт-Петербурге и один в Москве. Суммы сделок компания не сообщала. На три проекта приходится 40% от запланированных во время IPO приобретений компании, уточнила лишь Etalon в пятницу. Получается, что сделки могли обойтись ей примерно в $140 млн. (От IPO компания привлекла $500 млн, 70% этих средств планировалось направить на расширение земельного банка. Но за землю в Москве Etalon платила деньгами лишь частично, обязавшись передать ее владельцам часть готовой недвижимости.) Как бы то ни было, финансирование всех трех сделок компания осуществляла в первую очередь за счет операционной выручки, пишет Etalon.

В кризис цены на землю действительно снизились, изменился рынок, соглашаются опрошенные «Ведомостями» участники рынка. До кризиса земля считалась одним из наиболее интересных активов, дорожавших из года в год. Поэтому лендлорды наращивали земельный банк, вспоминает заместитель гендиректора корпорации «Главстрой» по девелопменту Игорь Евтушевский. Но если в кризис квартиры, даже инвестправа имели какой-то оборот, то земля стала абсолютно неликвидной, продолжает Евтушевский.

В кризис владельцы земельных участков были готовы к диалогу о снижении цены. Это позволило группе ЛСР войти в ряд интересных проектов, например, в Москве, констатирует гендиректор компании Александр Вахмистров. После кризиса цена на землю упала: где-то – в разы (например, на восточных направлениях от Москвы), где-то – на 20–30%, говорит директор департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Дмитрий Цветков.

Но Вахмистров уверяет, что цены на землю уже почти достигли докризисного уровня. Сегодня хорошие участки дорожают, соглашается Цветков: например, в прошлом году в Николиной Поляне можно было приобрести участок по $15 000 за сотку, сегодня таких цен нет.

В последние месяцы на земельном рынке Санкт-Петербурга не происходит серьезных изменений, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина.

Но уникальность Etalon – в наличии серьезных денежных средств на счетах, которые позволяют компании рассматривать различные предложения.

По словам Евтушевского, интерес «Главстроя» наращивать банк зависит от региона: например, в Санкт-Петербурге новые участки не нужны – земельный банк и так большой, в Москве хороший портфель бывших промплощадок, по Московской области, напротив, компания ведет переговоры.