Патриот и реалист

Владимир Путин объяснил политологам, почему его программа развития политсистемы реалистичнее, чем у конкурентов, хотя и у тех есть интересные идеи и они тоже патриоты
А.Коротаев/ ИТАР-ТАСС

Кандидат в президенты вчера в своей резиденции Ново-Огарево обсудил с 25 политологами вышедшую в «Коммерсанте» статью о политическом устройстве страны. К экспертам помимо прочих были причислены депутат-единоросс Госдумы Вячеслав Никонов, бывший член той же фракции, а ныне член Общественной палаты Сергей Марков, член генсовета «Единой России» Алексей Чеснаков.

Путин отметил, что, начиная политическую реформу, надо действовать осторожно, при избрании губернаторов и образовании новых партий необходимо быть аккуратным. В частности, нельзя допустить образований национальных партий, «а то так страну растащим». Впрочем, в законе о партиях и сейчас есть запрет на образование национальных и региональных партий, и эти положения в новой версии не меняются. Надо учесть и опыт прямых губернаторских выборов, когда за спинами кандидатов стояли местные олигархи или использовались сепаратистские или национальные лозунги, предостерег премьер, нужны элементы сдержек. Поэтому следует оставить право президента увольнять руководителей регионов. Такое право дается в президентском законопроекте. Он не предусматривает обязательного «президентского фильтра» при отборе кандидатов, о котором ранее говорил Путин. Но вчера премьер дал понять, что достаточно фильтра «на выходе».

Кандидат в президенты похвалил других кандидатов, допущенных к выборам. По словам премьера, со всеми у него сложились хорошие отношения, никто из них не предаст интересов страны, все они, в том числе Михаил Прохоров, патриоты. Но затем Путин раскритиковал пункты их предвыборных программ, как неэффективные решения, которые негативно отразятся на населении, согласившись лишь с предложением Прохорова о запрете госкомпаниям владеть СМИ и тем, что нужна контрактная армия. «Но это вопрос денег», – вздохнул премьер, он сомневается, что полностью профессиональную армию удастся сделать даже к 2015 г.

Путин, как и прежде, не исключил, что в новом правительстве будут представлены люди разных политических взглядов, но коалиционного правительства в привычном понимании не будет: оно было бы возможно, если бы ни одна из партий на выборах Госдумы не набрала большинства. Он также отметил, что не знает ни одного политзаключенного в стране, а те, кому «давали по 15 суток», уже на свободе.

В закрытой части встречи Путин говорил о требованиях на митинге менее раздраженно, чем прежде, хотя и не понимает, какие требования можно содержательно обсуждать, это, пожалуй, в нем новое, констатирует политолог Михаил Виноградов. По его словам, Путин спокойно сказал, что для него не принципиально, будет ли второй тур выборов.

Многое в словах Путина было повторением или развитием написанного им в статьях и, только рассуждая о национальном вопросе, Путин гораздо более категорично и ярко, чем в статье, высказался о недопустимости этнического национализма, и более всего русского, как угрозы для целостности государства, говорит политолог Федор Лукьянов, в остальном революционных заявлений не прозвучало.