Вслед за Кемеровом

Компания «Аэрокузбасс», управляющая новокузнецким аэропортом «Спиченково», собирается построить там международный пассажирский терминал за 522 млн руб. Однако эксперты сомневаются, что Кузбассу нужен второй международный аэропорт

Завтра Минтранс представит в правительство согласованный с МИДом, МВД, ФСТ, Росграницей и ФСБ проект распоряжения об открытии «Спиченково» для выполнения международных полетов воздушных судов, рассказал президент и основной владелец (51%) ООО «Аэрокузбасс» (управляет аэропортом «Спиченково») Виктор Белозеров. Пресс-служба Минтранса не ответила на запрос «Ведомостей».

В Кузбассе уже есть международный аэропорт – Кемерово. В 2011 г. его пассажиропоток составил 365 000 человек, «Спиченково»– 131 000 (данные компаний).

По федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» реконструкция аэропортового комплекса «Спиченково» должна пройти в 2014–2015 гг. Общая ее стоимость – 671,2 млн руб. Финансирование реконструкции взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных дорожек и мест стоянки воздушных судов берет на себя федеральный бюджет. ФЦП предусматривает 184 млн руб. из внебюджетных источников на реконструкцию аэровокзала «Спиченково», но теперь из-за необходимости строительства международного терминала потребуется уже 522 млн руб. внебюджетных средств, говорит Белозеров. (Весь проект, таким образом, подорожает почти до 1 млрд руб.) По его словам, «Аэрокузбасс» инвестирует собственные 340 млн руб. в возведение здания и инженерных систем. Совладелец (16%) и генеральный директор компании Виктор Дудин не исключает, что могут потребоваться и заемные средства.

Согласно ФЦП 89,6 млн руб. в проект должна вложить Кемеровская область. Администрация области рассматривает и в ближайшее время решит вопрос о финансировании проекта, сказал вице-губернатор Сергей Кузнецов.

Предпроектную документацию для будущего терминала подготовил красноярский институт «Сибаэропроект», а проектировщика выберут на тендере, говорит Белозеров.

В проекте планируется использовать законсервированные площади воздушного терминала, строительство которого началось в 1990-х гг., но так и не было завершено, рассказывает Белозеров. По его словам, «Сибаэропроект» обследовал долгострой и выдал заключение, что «не только возможно, но и необходимо оставить два этажа [недостроенного терминала] и использовать их под международный терминал». На площади 5250 м разместятся залы ожидания для пассажиров, таможенные и пограничные службы.

Руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев считает проект международного терминала в Новокузнецке «в большей степени амбициями местных властей». «Максимум, на что можно претендовать Новокузнецку, – на выполнение эпизодических полетов по туристическим направлениям. Это будет привлекательно для местных туроператоров – они смогут отправлять своих клиентов непосредственно из города. Но не факт, что прямые перелеты на популярные курорты будут значительно дешевле. И выбор этих направлений будет заведомо меньше, чем у соседних аэропортов», – говорит Пантелеев.

Директор офиса турфирмы «Пегас-Новокузнецк» Валентина Дашкова считает, что самому большому по населению городу Кемеровской области – 600-тысячному Новокузнецку терминал необходим. Сейчас в Новокузнецке продается турпутевок в пять раз меньше, чем в Кемерове, но с открытием терминала южнокузбасских туристов станет больше.