Вслед за Кемеровом
Компания «Аэрокузбасс», управляющая новокузнецким аэропортом «Спиченково», собирается построить там международный пассажирский терминал за 522 млн руб. Однако эксперты сомневаются, что Кузбассу нужен второй международный аэропортЗавтра Минтранс представит в правительство согласованный с МИДом, МВД, ФСТ, Росграницей и ФСБ проект распоряжения об открытии «Спиченково» для выполнения международных полетов воздушных судов, рассказал президент и основной владелец (51%) ООО «Аэрокузбасс» (управляет аэропортом «Спиченково») Виктор Белозеров. Пресс-служба Минтранса не ответила на запрос «Ведомостей».
В Кузбассе уже есть международный аэропорт – Кемерово. В 2011 г. его пассажиропоток составил 365 000 человек, «Спиченково»– 131 000 (данные компаний).
По федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» реконструкция аэропортового комплекса «Спиченково» должна пройти в 2014–2015 гг. Общая ее стоимость – 671,2 млн руб. Финансирование реконструкции взлетно-посадочной полосы, перрона, рулежных дорожек и мест стоянки воздушных судов берет на себя федеральный бюджет. ФЦП предусматривает 184 млн руб. из внебюджетных источников на реконструкцию аэровокзала «Спиченково», но теперь из-за необходимости строительства международного терминала потребуется уже 522 млн руб. внебюджетных средств, говорит Белозеров. (Весь проект, таким образом, подорожает почти до 1 млрд руб.) По его словам, «Аэрокузбасс» инвестирует собственные 340 млн руб. в возведение здания и инженерных систем. Совладелец (16%) и генеральный директор компании Виктор Дудин не исключает, что могут потребоваться и заемные средства.
Согласно ФЦП 89,6 млн руб. в проект должна вложить Кемеровская область. Администрация области рассматривает и в ближайшее время решит вопрос о финансировании проекта, сказал вице-губернатор Сергей Кузнецов.
Предпроектную документацию для будущего терминала подготовил красноярский институт «Сибаэропроект», а проектировщика выберут на тендере, говорит Белозеров.
В проекте планируется использовать законсервированные площади воздушного терминала, строительство которого началось в 1990-х гг., но так и не было завершено, рассказывает Белозеров. По его словам, «Сибаэропроект» обследовал долгострой и выдал заключение, что «не только возможно, но и необходимо оставить два этажа [недостроенного терминала] и использовать их под международный терминал». На площади 5250 м разместятся залы ожидания для пассажиров, таможенные и пограничные службы.
Руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев считает проект международного терминала в Новокузнецке «в большей степени амбициями местных властей». «Максимум, на что можно претендовать Новокузнецку, – на выполнение эпизодических полетов по туристическим направлениям. Это будет привлекательно для местных туроператоров – они смогут отправлять своих клиентов непосредственно из города. Но не факт, что прямые перелеты на популярные курорты будут значительно дешевле. И выбор этих направлений будет заведомо меньше, чем у соседних аэропортов», – говорит Пантелеев.
Директор офиса турфирмы «Пегас-Новокузнецк» Валентина Дашкова считает, что самому большому по населению городу Кемеровской области – 600-тысячному Новокузнецку терминал необходим. Сейчас в Новокузнецке продается турпутевок в пять раз меньше, чем в Кемерове, но с открытием терминала южнокузбасских туристов станет больше.