Дорожное роуд-шоу

«Автодор» предложил иностранным инвесторам поучаствовать в 11 своих проектах. Иностранцам интересно разрабатывать проекты дорог в России с нуля, а не участвовать в готовых тендерах

Госкомпания «Автодор» провела в Париже свое первое road-show. На прошлой неделе «Автодор» представил потенциальным инвесторам портфель дорожных проектов стоимостью от 160 млн до 3,7 млрд евро сроком до 30 лет, доля привлеченного капитала в них составит от 20 до 50%, следует из презентации госкомпании: всего 11 конкурсов на право строить или эксплуатировать участки новой скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, трасс М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь», Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), а также обход Балашихи и Ногинска.

Ближайшие тендеры должны пройти в 2012–2013 гг.: «Автодор» готовится найти концессионеров для двух участков трассы Москва – Санкт-Петербург, а также операторов на дорогу М-4 «Дон».

На презентацию пришли представители около 30 иностранных компаний-концессионеров, говорит предправления «Автодора» Сергей Кельбах. Формат мероприятия не предполагал достижения конкретных договоренностей, продолжает он, но менеджеры «Автодора» провели несколько двусторонних встреч с потенциальными инвесторами, среди которых французская Vinci, немецкая Hochtief и австрийская Strabag. Посещение road-show и конференций – часть повседневной работы компании, не стоит делать из этого каких-либо выводов, осторожен представитель Hochtief. Представители Vinci и Strabag не ответили на просьбу «Ведомостей» прокомментировать итоги road-show.

Больше всего иностранные компании интересовались «преддоговорными контрактами» (компании сами разрабатывают проекты для участия в тендере, проигравшие получают компенсацию за работу. – «Ведомости»), рассказывает Кельбах, так компания сама может определить техпараметры проекта и построить финансовую модель и уже на ранней стадии вести консультации с банками. Пока у «Автодора» только один такой проект из пяти существующих (см. врез): инвестиционное соглашение на разработку проекта по обходу Лосево – Павловск на трассе М-4 «Дон» подписано с компанией «Институт «Дораэропроект».

Это было первое мероприятие, организованное вне России, которое посетили основные игроки международного инфраструктурного рынка, говорит партнер Herbert Smith (организатор road-show) Ольга Ревзина: «Отзывы участников были очень положительными». По словам Кельбаха, инвесторы получили подтверждения от министра транспорта Игоря Левитина, что государство обеспечит госгарантиями обязательства «Автодора».

Привлекать необходимые инфраструктуре средства под госгарантии нетрудно, достаточно посмотреть на спрос на российские евробонды, замечает директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин: «Но под собственный риск никто приходить не отважится». Есть и законодательные проблемы. Инвесторы заинтересованы в тиражируемости проектов, говорит партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов, для этого необходима гарантия возвратности инвестиций, нужны изменения в Бюджетный кодекс, которые позволят государству брать на себя долгосрочные финансовые обязательства. Также инвесторы хотят защиты своих вложений, добавляет он, а нынешнее законодательство не позволяет передать рассмотрение споров в международный арбитраж.