За клиентами в Азию

Крупнейшая в рунете площадка электронных торгов B2B-Center запустила проект в Турции и теперь готовит выход в другие страны. Это может обойтись ей в $10–15 млн

ОАО «Центр развития экономики» (B2B-Center)

оператор электронных торгов. акционеры – Александр Бойко (51%), консорциум фондов во главе с Da Vinchi Capital (34%), Mail.Ru Group (15%). выручка (2011 г., данные компании) – 500 млн руб.

В ближайшие 3–5 лет B2B-Center планирует открыть площадки электронных торгов в пяти новых странах – Вьетнаме, Индонезии, Индии, Китае и Бразилии, рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров компании Александр Бойко. Организация одной площадки, по его словам, занимает около года и требует инвестиций в $2–3 млн на исследования, софт, обучение персонала и продвижение.

Сейчас B2B-Center работает в России и на Украине, а на днях запустил проект в Турции. До конца 2012 г. компания рассчитывает подключить к торгам на турецкой площадке 2000 предприятий, объем торгов на ней к 2013 г. должен достигнуть $10 млрд. Аналогичную площадку до 2014 г. B2B-Center планирует открыть во Вьетнаме. Сроки и последовательность запуска других площадок представители B2B-Center пока не уточняют.

Гендиректор компании «Ашманов и партнеры», работающей в том числе во Вьетнаме, Игорь Ашманов говорит, что выйти на рынок Юго-Восточной Азии не так просто, и припоминает историю с неудавшимся вьетнамским проектом «Вымпелкома» (оператору не удалось получить контроль над местным предприятием, хотя он единственный инвестировал в его развитие). Рынок Вьетнама незанятый и не такой развитый, как в России, ему не хватает подобных технологичных интернет-сервисов, признает Ашманов, но укрепиться на нем меньше чем за три года вряд ли удастся, и то при наличии местного партнера или административного ресурса.

В Турции, где работает российский «Яндекс», рынок электронной торговли очень похож на российский – как по объему, так и по основным тенденциям развития, а безналичные платежи там развиты даже лучше, отмечает сотрудник пресс-службы «Яндекса».

Гендиректор площадки «Сбербанк АСТ» Феликс Кордыш называет выход на международные рынки «достаточно интересным», но пока «не вполне применимым» для его компании шагом. А владелец «Фабрикант.ру» Сергей Габестро считает, что выход на зарубежные площадки хотя и улучшает позиции отрасли, но «неминуемо вызывает отвлечение ресурсов, прежде всего управленческих». Сам «Фабрикант.ру» планов экспансии пока не вынашивает, он сосредоточен на развитии существующих площадок в России и на Украине, говорит Габестро.