Косметика уходит из рук


Рынок косметики в сегменте прямых продаж сокращается. Компании связывают это с уменьшением количества распространителей.

Выручка шведского производителя и продавца косметики Oriflame Cosmetics S.A. в России во II квартале снизилась на 4%, такое же падение было и по результатам первых трех месяцев 2012 г., говорится в сообщении компании. Абсолютный показатель выручки в отдельных странах Oriflame не раскрывает. Продажи компании в странах Балтии и СНГ, к которым относится и Россия, во II квартале 2012 г. составили 199,8 млн евро против 224,9 млн евро в I квартале и 200,3 млн евро в апреле – июне 2011 г.

У Avon Products Inc. продажи в России за апрель – июнь согласно отчетности в рублях упали на 15%, в долларах – на 6%. Абсолютные цифры компания также не раскрывает.

Компании объясняют падение продаж усилением конкуренции и снижением количества распространителей. Гендиректор Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева подтверждает, что число таких продавцов уменьшается: в 2010 г. в России их было 4,4 млн, в 2011 г. – 4,1 млн человек. «В кризис многие шли в прямые продажи за дополнительным заработком, сейчас экономическая ситуация выровнялась, и мы наблюдаем отток распространителей», – объясняет она.

Это подтверждает и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Также, по его словам, снижение выручки компаний прямых продаж связано с активным региональным развитием федеральных ритейлеров. Сеть «Рив гош», по данным компании, с начала года открыла около 30 новых магазинов, «Л’Этуаль» о темпах роста не рассказывает, хотя он, безусловно есть, говорит представитель компании.

В 2011 г. рынок косметики составил 388 млн руб., по итогам шести месяцев 2012 г. он вырос на 12%, говорит Бурмистров. По его утверждению, на прямые продажи в 2010 г. пришлось 24%, в 2011 г. – 22%, в этом году тенденция к снижению сохраняется.

По данным «Infoline-аналитики», Avon занимает 6,3% рынка российской косметики, у Oriflame – 5,3%. На сети приходится чуть меньше: 5% рынка у «Л’Этуаль», 4,9% у «Рив гош». При этом на Avon приходится треть прямых продаж косметики, на Oriflame – 27%, по 11,5% у Amway и Mary Kay.