Позвоните в «Лукойл»

Несколько дилеров «Лукойла» в США утроили цены на АЗС в знак протеста против ценовой политики компании. «Лукойл» пока не уступает, и акция может повториться

Сотни американских автовладельцев 12 сентября обнаружили, что на некоторых АЗС в Нью-Джерси и Пенсильвании бензин за один день подорожал в два или три раза: вместо вчерашних $3,7–4 за галлон они увидели $8,99–9,99 (75–80 руб. за литр), передают Northjersey.com, Reuters и AP. Это была акция протеста, в которой участвовали 57 заправок, работающих под брендами «Лукойла», – Lukoil и Getty, уточнил «Ведомостям» Сэл Ризалвато, исполнительный директор ассоциации АЗС Нью-Джерси – NJGCA.

На АЗС были развернуты плакаты с просьбой о том, чтобы автовладельцы связались непосредственно с компанией-«виновницей». Плюс раздавались листовки с разъяснениями, где говорилось, что цены подняты, чтобы привлечь внимание к проблеме ценовой политики «дочки» «Лукойла» – Lukoil North America. «Последние 5–6 лет они постоянно продают своим независимым дилерам топливо по ценам выше, чем другие компании», – уточняется в заявлении NJGCA.

По данным ассоциации, разница в оптовой цене Lukoil North America и других поставщиков составляет 5–10 центов за галлон. Помимо этого у «дочки» «Лукойла» есть сезонные надбавки, так что отдаленным дилерам приходится доплачивать до 30 центов за галлон сверх обычной цены за перепробег бензовозов. Им приходится учитывать эти накрутки в своих ценах, что мешает конкурировать с другими брендами и снижает продажи, отмечает Ризалвато.

«Лукойл» с претензиями не согласен. «Мы глубоко сожалеем о том, что NJGCA, лоббирующая интересы продавцов, очевидно поощряет ошибочные публичные заявления и непродуманные действия, которые вредят потребителям, вместо того чтобы начать конструктивный диалог», – заявил вице-президент Lukoil North America Майкл Льюис. А ведь компания сделала очень много для того, чтобы бренд Lukoil стал одним из лучших в США, и компания ценит партнерство с независимыми дилерами, добавляет он. Есть ли какие-то потери у «Лукойла», его представители не говорят. Как и о том, чем может разрешиться этот спор. А Ризалвато предупреждает, что, если потребуется, акция протеста повторится, будет более продолжительной и в ней предложат поучаствовать дилерам из других штатов.

Экспансия «Лукойла» на американский розничный рынок началась в 2000 г. – с покупки Getty Petroleum Marketing, которая на тот момент управляла 1300 АЗС и сетью нефтебаз под брендом Getty на Восточном побережье страны. Потом к ним добавились АЗС Conoco Phillips, которые работали под брендом Mobil. К концу 2004 г. американская сеть «Лукойла» достигла 2035 АЗС. Компания начала их ребрендинг, однако позднее сменила приоритеты, решив, что эффективность розничных продаж в США низкая. Началась распродажа АЗС – и к концу прошлого года их осталось всего 587.