Заправят газом

Власти Нижегородской области остались довольны экспериментом по переводу 100 муниципальных «ПАЗов» с бензина на пропан-бутан: он позволит автотранспортным предприятиям, по подсчетам чиновников, сэкономить до конца года 6,7 млн руб. В перспективе весь муниципальный транспорт области будет работать на газе

Пропан популярнее метана. 1,1

млн – столько машин зарегистрировано в Нижегородской области, из них только около 50000 работает на газе, по данным БКС. Всего в области 78 пропан-бутановых АГЗС и три метановых. В России, по оценке продавцов газомоторного топлива, 1,3 млн машин ездят на пропан-бутане, на метане – около 100000. Пропан-бутановых заправок в стране более 300000, метановых – менее 300.

«Газпром газэнергосеть» (оператор «Газпрома» по реализации сжиженного углеводородного газа, СУГ) установил пропан-бутановое газобаллонное оборудование (ГБО) на 100 муниципальных автобусах «ПАЗ» в 10 автотранспортных предприятиях Нижегородской области в апреле, вчера заместитель директора областного департамента транспорта Александр Лобаев признал эксперимент удачным. По его словам, за счет использования ГМТ вместо бензина предприятия-перевозчики ежемесячно экономят более 560000 руб. и до конца года смогут сберечь свыше 6,7 млн руб.

Покупку и установку оборудования на паритетных началах профинансировали «Сибур» (крупнейший российский производитель СУГ) и «Газпром газэнергосеть». В дальнейшем оплачивать установку ГБО будут из федерального, областного, муниципального бюджетов и средств самих перевозчиков, сообщил чиновник области. Сотрудник пресс-службы «Газпром газэнергосети» не исключил, что в рамках долгосрочной программы по популяризации ГМТ компания и в будущем будет бесплатно устанавливать ГБО на муниципальный транспорт. До конца года область купит за счет федеральной субсидии 14 автобусов с ГБО (вероятнее всего, «ЛиАзы» и «НефАЗы»), на эти цели выделено 35 млн руб., пообещал Лобаев, не уточнив их марки. Другой областной чиновник на условиях анонимности заявил, что пока непонятно, будет это только пропан-бутановое ГБО или также и метановое. Природный газ метан гораздо дешевле и эффективнее, чем пропан-бутан – продукт переработки нефти, но широкому применению первого мешает неразвитость инфраструктуры. Ранее нижегородский губернатор Валерий Шанцев заявлял, что в перспективе на газе будут работать все муниципальные автобусы (около 4500, преимущественно «ЛиАЗы», «ПАЗы» и «Газели» производства группы ГАЗ), что даст примерно 400 млн руб. экономии ежегодно.

Аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин оценил затраты на установку ГБО на автобусы малого и среднего класса в 26000–28000 руб. По его словам, период окупаемости такого оборудования не больше четырех месяцев: экономия при использовании ГБО составляет 30–40% в месяц в сравнении с обычным бензином.

Директор нижегородской транспортной компании, имеющей 15 «ПАЗов», уже перешел на газ. Пропан вдвое дешевле бензина, метан – почти в 4 раза, стоимость владения машиной с ГБО снижается минимум на 20%, пояснил он преимущества использования газа.

Сейчас цена за литр пропан-бутана в Нижегородской области – 11,5–12 руб., стоимость бензина уже превышает 28 руб. Цену на газ в области удается держать на низком уровне благодаря территориальной близости к заводам – поставщикам СУГ, комментирует Лев Тарабарин, владелец сети автогазозаправочных станций (АГЗС) «Реал инвест». По его словам, сервисный центр компании ежемесячно устанавливает ГБО на 70–80 машин в Нижегородской области, из них 15–20 – на маршрутные такси «ПАЗ».

Активно участвовать в областной программе намерена группа ГАЗ, сообщил исполнительный директор по проекту CNG «Русских машин» (основной акционер группы ГАЗ) Петр Золотарев. С 2005 по 2011 г. ГАЗ, по собственным данным, продал автотранспортным предприятиям России около 400 газовых автобусов «ЛиАЗ». В 2011–2012 гг. поставил 60 газовых автобусов ЛиАЗ5292.70 и 50 ЛиАЗ6213.70 для «Мосгортранса».

В сентябре группа ГАЗ объявила, что сертифицирует автобус среднего класса ПАЗ-320412, работающий на метане. Золотарев рассказал, что группа ГАЗ может серийно выпускать как пропан-бутановые, так и метановые машины. По его оценкам, на 40% всех «Газелей» в России уже установлено ГБО. Золотарев считает метан более перспективным видом топлива, представитель группы ГАЗ отмечает, что популяризации метана в стране мешают неразвитость инфраструктуры и высокая стоимость оборудования и метановых баллонов, которая в 2–3 раза превышает аналогичный пропановый комплект и составляет в среднем четверть цены легкого коммерческого автомобиля.

Золотарев рассказал, что уже предложил нижегородским властям содействие в организации строительства в области современной метановой АГЗС. А начальник управления отраслевых программ «Газпром газэнергосети» Анатолий Ким на бизнес-саммите в Нижнем Новгороде в минувший четверг сообщил, что «Газпром» готов строить метановые станции в тех регионах, власти которых гарантируют покупку нового транспорта с ГБО или готовы переоборудовать уже имеющийся парк.