Гиперреальное приобретение

Гипермаркеты Real в Восточной Европе, в том числе и российские магазины сети, будут проданы Auchan. В России французская группа сможет зарабатывать до 35% больше на тех же площадях, считают эксперты
С.Портер/ Ведомости

Группа Auchan договорилась с германской Metro Group о покупке сети Real в Восточной Европе, сообщили компании: 91 гипермаркет с выручкой 2,65 млрд евро в России, на Украине, в Румынии и Польше обойдется в 1,1 млрд евро. Деньгами Auchan заплатит 600 млн, остальное – долги Real. По данным Standard&Poor's, долг Groupe Auchan на 31 сентября 2011 г. – 4,98 млрд при EBITDA 2,58 млрд евро.

У Auchan в указанных странах 98 гипермаркетов, 58 из них – в России, а выручка – свыше 5 млрд евро.

Сделка будет закрыта в 2013 г., если покупатели получат все разрешения, пишут Metro и Auchan. В российскую антимонопольную службу ходатайство пока не подано, сказал представитель «Ашан Россия».

В России Real продает 16 магазинов и 10 объектов недвижимости, следует из презентации Metro, а всего у Real в России 17 магазинов, открывается 18-й, в Серпухове, но ни он, ни московский в Котельниках в сделку не войдут, сказал представитель российского Real.

2011 год ООО «Реал. Гипермаркет» завершило с чистым убытком по РСБУ в 342млн руб., выручка ООО выросла на 21,8% до 33,3млрд. Выручка ООО «Ашан» увеличилась на 15,3%, до 205,14млрд, чистая прибыль – 8,6млрд руб. (все данные – СПАРК).

Гипермаркеты «Ашан» – лидеры по эффективности в России, знает директор агентства Infoline Михаил Бурмистров: в 2011 г. они получали в среднем $15200 выручки с 1 кв. м, а гипермаркеты Real – $7400 (у «О'кей» – $10800, «Магнита» – $7700, «Карусели» – $6500; данные Infoline).

Конек российского Auchan – ассортимент, который удовлетворяет запросам совершенно разных групп покупателей, объясняет аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: сеть позиционирует себя как эксперта во французских сырах и винах, в свежей рыбе, выпечке и мясе. Auchan одним из первых среди иностранцев вышел на российский рынок и сети удалось занять локации с отличным трафиком, например договориться с IKEA о работе в «Мегах», считает Колупаева.

Огромная закупочная сила позволяет «Ашану» выбивать у поставщиков серьезные скидки и транслировать их в цены; низкие цены создают мощный покупательский трафик, а он, в свою очередь, становится гарантией, что на полках лежат свежие продукты, и это притягивает и тех покупателей, кто не гонится за ценой, объясняет президент агентства «Контакт-эксперт» Григорий Трусов. Ассортимент, цены и локации приносят результат: средний чек в московских «Ашанах» – 3500–4000 руб., в регионах 1000–2500 руб., а у «Реала» – около 700 руб., подсчитало Infoline.

Предыдущая крупная сделка «Ашана», покупка у турецкой Enka 14 «Рамсторов» примерно за $260 млн в декабре 2007 г., не дала резкого прироста операционных показателей, вспоминает Бурмистров: «Рамсторы» не подходили под формат стандартного «Ашана», пришлось создавать отдельную концепцию уменьшенных городских гипермаркетов.