Карточные льготники

Держатели кредитных карт «дочек» иностранных банков, как правило, погашают задолженность гораздо быстрее, чем клиенты российских банков, специализирующихся на потребкредитовании. Для одних карты скорее платежный инструмент, а для других – способ продажи кредитов

Держатели кредиток Райффайзенбанка каждый месяц практически полностью гасят задолженность по картам. Об этом свидетельствуют подсчеты экспертов банка «Ренессанс кредит» (см.таблицу). Они отобрали 30 крупнейших российских банков по объему кредитов, предоставленных с помощью карт. И сравнили объем портфеля с объемами ежемесячного погашения в среднем по итогам января – сентября этого года. Райффайзенбанк значительно опережает конкурентов, следом за ним идут Ситибанк и «Юникредит банк», которым ежемесячно держатели кредиток погашают около половины задолженности.

Это признак того, что держатели карт активно ими пользуются, говорит старший вице-президент «Ренессанс кредита» Денис Власов. «Держатели кредитных карт Райффайзенбанка в основном клиенты с доходом выше среднего, они предпочитают гасить задолженность в течение льготного периода, соответственно, показатель погашения в беспроцентный период в банке выше, чем в среднем по рынку», – объясняет начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Алексей Капустин.

Один из владельцев зарплатной карты Райффайзенбанка признал, что подсел на овердрафт, погашаемый при начислении зарплаты, т.е. до окончания беспроцентного периода. Раз в месяц Райффайзенбанк присылает sms-сообщения с предложением оформить кредитную карту, периодически сотрудники банка звонят с тем же предложением, говорит держатель дебетовой зарплатной карты «Райффайзена».

За девять месяцев этого года задолженность населения по кредитным картам увеличилась на 60,3% до 590 млрд руб., за весь 2011 год прирост составил 61,6%, следует из обзора ТКС-банка. Лидером по объему задолженности по кредитным картам остается Сбербанк, который продолжает обгонять другие банки по темпам прироста: с начала года он удвоил портфель до 128,4 млрд руб., доля госбанка на рынке составляет 21,8%. Бурный рост рынка кредитных карт во многом объясняется не активным продвижением пластика как платежного инструмента, а использованием кредитных карт в качестве еще одной формы предоставления кредита. В основном рынок растет за счет кросс-продаж, а также за счет специализированных банков, для которых карты являются основным способом выдачи кредитов, заключает Власов.

Именно такие банки сконцентрировались во второй половине списка. Но их не смущает такое положение дел. «Этот показатель – отражение выбора клиентов, главное, чтобы они вносили минимальный ежемесячный платеж – 6% от текущей задолженности», – говорит вице-президент ТКС-банка Олег Анисимов. У ТКС-банка он составляет 12% при среднем 23,9%.

Лидерство иностранных банков понятно – у них грамотно построена маркетинговая стратегия, принесенная от головных банков, которые умеют правильно стимулировать клиентов к оплачиванию покупок картами, уверена вице-президент банка «Северный морской путь» Елена Дворовых.