Частное лицо года

Волонтеры Крымска, граждане
Волонтеры Крымска, граждане/ С. Карпов/ ИТАР-ТАСС

Катастрофическое наводнение в Краснодарском крае, погубившее 171 человека, вызвало к жизни беспримерную добровольческую активность. Мотив был самый простой: люди в беде, на государство надежды нет – надо помогать.

Опыт организации волонтерского движения через социальные сети уже был – удушающе жарким летом 2010 г. государство так же бездействовало, и обычные граждане сами поехали тушить торфяные пожары, спасать себя, а заодно и остальных от смога. Но в Краснодарском крае, и главным образом в Крымске, более всего пострадавшем от наводнения, обычные граждане спасали уже не себя, а ближнего своего, незнакомого, неродного. Многие провели так летний отпуск; некоторые даже уволились, чтобы быть с незнакомыми ближними; жертвовали всё, что было.

Это была трудная задача и сама по себе – понять надобности пострадавших, собрать силы и средства, доставить продукты и товары, потом утешить несчастных, накормить их, подлечить, как-то устроить их жизнь; но это была еще и трудная задача, потому что государство в лучшем случае не помогало волонтерам, а иногда и просто мешало. Важен и сам подвиг тысяч и тысяч обычных людей, но не менее важны и последствия их гражданской активности. Те социальные связи, которые во множестве наладились за время волонтерской кампании, теперь используются и для других добрых дел: борьбы с использованием рабского труда, воззваний к донорам, поиска пропавших людей...

Да, а волонтеры в Крымске по-прежнему работают. Правда, сейчас их там всего двое – кончились деньги. Как ни бесплатен труд добровольцев, их деятельность нуждается в финансировании. Сейчас главная задача – просушка затопленных домов, чтобы в них потом можно было жить. Пока просушено всего 60 – из полутора тысяч. Делается это с помощью газовой пушки, а газ стоит денег.

Последние деньги, говорит координатор волонтерского проекта Константин Сарваниди, были от Синодального отдела Русской православной церкви, они почти потрачены. Но бездействие государства и желание помогать ближним никуда не делись.