Одних аптек мало

Акционеры группы А5, владеющей крупнейшей по числу точек сетью аптек, запускают три новых розничных проекта, которые объединят в холдинг. Он будет использовать уже существующую инфраструктуру интернет-аптек

Есть база. 307,6

млрд руб. – таков, по оценке Euromonitor International, был в 2012 г. объем российского рынка электронной торговли. В этом году он может вырасти до 345,9 млрд руб., а в 2016 г. составить уже 468,5 млрд руб., ожидают аналитики. Крупнейшая категория, по оценке Euromonitor International, – потребительская электроника, прогноз ее продаж в 2012 г. – 75,7 млрд руб. Продажи товаров для здоровья в интернете в этом году могут составить 6 млрд руб., предметов интерьера и мебели – 18,8 млрд руб., косметики и предметов гигиены – 11,8 млрд руб., а игрушек – 8,1 млрд руб.

Акционеры группы А5 запускают три онлайн-проекта: kidstore.ru (товары для детей), day5.ru («Дай пять», мебель и аксессуары для дома), parfy.ru (парфюмерия и косметика), обнаружил корреспондент «Ведомостей», получив рекламную рассылку от группы. Группа А5 – владелец крупнейшей по числу точек аптечной компании, которая объединяет сети А5, «Мособлфармация», «Норма» и «Социальные аптеки». В состав группы также входит онлайн-портал piluli.ru.

Для развития трех проектов будут созданы три компании, единственным владельцем которых станет ЗАО «Парус инвест» (сейчас регистрируется; в него войдет и аптечный онлайн-бизнес), рассказывает председатель совета директоров этого ЗАО Антон Буздалин. Конечных бенефициаров председатель совета директоров группы А5 Роман Буздалин назвать отказался. В числе совладельцев этого ЗАО – основатели и топ-менеджеры группы А5, говорит близкий к компании источник.

Выбранные сегменты ближе всего аптечному бизнесу, объясняет выбор новых направлений бизнеса Антон Буздалин. Размер покупки в них физически небольшой – игрушки даже меньше подгузников, а парфюмерия по размеру похожа на лекарства. Клиентские базы аптечной розницы и новых проектов пересекаются. А целевая аудитория всех этих проектов – женщины 18–35 лет.

Пока все три магазина будут работать только онлайн, говорит Антон Буздалин. На рынке e-commerce в этих сегментах нет ярких лидеров, а наценка, с которой работают компании, примерно вдвое выше той, с которой привыкла работать группа А5, объясняет он: в среднем наценка на товары в этих сегментах около 40%, а у онлайн-магазинов «Парус инвест» – около 20%. Работать с меньшей наценкой получается за счет отлаженных бизнес-процессов, продолжает Антон Буздалин. «Парус», по его словам, будет позиционироваться не как гипермаркет, а как группа нишевых проектов, добавляет он.

Во сколько обошлись новые проекты, Роман Буздалин говорить отказался, сказав только, что они «незатратные». Проект безубыточен, отмечает топ-менеджер «Паруса»: компании пользуются инфраструктурой – например, логистикой и складами – интернет-аптек. У «Паруса» есть склад площадью около 1000 кв.м. Часть товара хранится на складе, часть доставляется с колес: поставщик отгружает товар вечером, а уже на следующий день его получает покупатель, рассказывает Антон Буздалин. Наличие товара у поставщиков компания отслеживает по прайс-листам, а с некоторыми поставщиками действует электронный товарооборот, продолжает топ-менеджер «Паруса».

«Парус» инвестирует только в товарный запас – это оборотный капитал, отмечает Антон Буздалин. Сейчас, по его словам, магазины «Паруса» принимают более 1000 заказов в день. Ассортимент магазина kidstore.ru – около 6000 наименований (активный ассортимент планируется довести до 20000 наименований); активный ассортимент parfy.ru – 2000–3000 наименований. Об ассортименте day5.ru пока говорить рано: магазин только запускается, отмечает Антон Буздалин. Выручка «Парус инвеста» по итогам 2013 г. за счет органического роста составит более $10 млн, рассчитывает он. Компания рассматривает возможность покупки нишевых интернет-магазинов, имеющих собственную клиентскую базу и работающих на уровне безубыточности, говорит он.

Интернет-проекты обходятся дешевле тем ритейлерам, у которых уже есть логистическая и складская инфраструктура, чем новичкам розничного бизнеса, считает Михаил Ятковский, до недавнего времени работавший в Utinet.ru. Розничной группе X5Retail существующая сеть офлайн-магазинов (у группы их больше 3800) помогла меньше чем за год превратить интернет-проект E5.ru в одного из крупных российских онлайн-ритейлеров. E5.ru продает больше миллиона наименований непродовольственных товаров (от кухонной утвари до книг и аудио-CD) и доставляет посылки до брендированных стоек в «Пятерочках», «Перекрестках» и «Каруселях». Проект стартовал в феврале 2012 г., уже к июлю количество заказов достигло 1000 в день, а к ноябрю – 3500, рассказывал «Ведомостям» гендиректор этого проекта Кирилл Гродинский. К концу 2012 г. E5.ru доставляла заказы в 1000 пунктов выдачи – больше было только у Ozon.ru, который вместе с партнерами занимается развитием системы доставки уже в течение нескольких лет. У Х5 в отличие от конкурентов к моменту запуска была серьезная фора – у нее уже были склады, транспорт и сеть магазинов, где можно рекламировать услуги E5.ru и куда можно доставлять заказы. За прошлый год выручка интернет-подразделения ритейлера увеличилась большее чем в два раза – до 502,1 млн руб. против 224,4 млн руб. в 2011 г., когда X5 пробовала силы на интернет-рынке через классическую модель интернет-магазинов 003.ru и bolero.ru.